В США узнали о главной проблеме Су-57, «обрекающей истребитель на провал»
Популярный звездно-полосатый журнал National Interest со ссылкой на аналитиков издания War is Boring пояснил, почему фактический ввод в строй русского «преступника» (Су-57 по кодификации НАТО: Felon — «Преступник») отсрочен на десятилетие. Дескать, то количество боевых самолетов 5-го поколения, которое будет выпущено до 2027 года в соответствии с госпрограммой Минобороны США, трудно назвать серийным производством. Значит, в «бой пойдут только прототипы».
Вообще-то, это правда, к сожалению. Москве бы обеспечить свои ВВС истребителями Су-35 в необходимом количестве, поэтому о Су-57 можно говорить лишь как о репутационном проекте Кремля. В принципе и это позитивно для России, ведь сейчас мы живем в эпоху позиционирования сверхдержавами своих боевых возможностей, тогда как войны стали уделом третьих стран.
Ресурсы National Interest и War is Boring свели отсебятину до минимума, базируясь исключительно на оценках российских экспертов. И в самом деле, особого прогресса в программе Су-57 не наблюдается: все, что сейчас происходит с нашим «пятипоколенником» можно смело назвать доводкой и предсерийными испытаниями самолета.
С другой стороны, у Москвы есть созданный на десятилетие задел в виде концепции «фланкеров», шедеврами которой стали Су-35 и Су-34. С учетом того, что эти машины являются истребителями поколения 4++ только потому, что у них нет малозаметности, ситуация в небе для нашей страны не выглядит критической, поскольку стелс-технология не обеспечивает полную невидимость.
Американское аналитическое сообщество в целом позитивно смотрит на ВВС РФ, видя в них достойного противника ВВС США. Сражения между ними идут лишь в фантазиях журналистов и блогеров, тогда как военные, хоть и прощупывают на «слабо» друг друга, делают все, чтобы не довести до войны.
Приведем, скажем так, суммарную оценку заокеанских аналитиков и военных наблюдателей. Слабыми местами российской программы пятого поколения янки называют ненадежные движки Су-57, опять-таки малозаметность, простенькое, по меркам F-35, программное обеспечение. Но самое главное, по мнению тамошних экспертов, заключается в том, что российская экономика «дохленькая» по сравнению с американской.
Девон Ставровски пишет: «Хотя стоимость Су-57 в России значительно ниже, чем F-35, она (цена машины) по-прежнему является основным камнем преткновения для россиян». По его словам, именно бедность нашей казны сформировала философию войны: «пусть будет много посредственных машин, чем мало хороших». В годы Второй мировой такой подход себя оправдал. Да, в России (тогда в СССР) погибло больше летчиков и танкистов, чем в Третьем Рейхе, но победителю досталось все.
Но Америка - это не Германия, убежден Ставровски. Мол, янки могут сделать даже больше хороших машин, чем русские - посредственных. Значит, Москве нужно подтянуться технологически и экономически, чтобы соответствовать вызовам современности в области национальной безопасности. Вопрос только в том, есть ли в России люди, которые смогут решить эти сложнейшие задачи.
Журнал National Interest считает, что в нашей стране нет титанов масштаба Наума Чернякова, Михаила Симонова, Артёма Колчина, Алексея Кнышева - главных конструкторов, которые создали семейство «фланкеров». Они, увы, остались в легендарном советском прошлом.
Американцам сегодняшняя ситуация видится так: «ОАК поглотила более 20 авиационных компаний и реорганизовала их в четыре авиастроительных подразделения, - пишет NI, - ...правительству принадлежит не менее 90 процентов акций… большинство предприятий, интегрированных в ОАК, сохранили определенный уровень автономии. У " МиГ " и "Сухого" есть свой собственный совет директоров. Однако, за редким исключением, эти директора не имеют права голоса. Напротив, весь конгломерат ОАК подчиняется совету из 14 директоров, большинство из которых являются известными соратниками Путина. Немногие из них являются квалифицированными промышленными менеджерами».
Далее идут еще более жесткие оценки. За океаном убеждены, что «ОАК оказалась хромой уткой». Прошло уже 15 лет с момента воссоздания российской боевой авиации, но менеджеры ОАК могут лишь похвастаться «способностью возобновить производство типов (самолетов), разработанных еще в конце 1980-х и начале 1990-х годов».
«Основная причина заключается в том, что большинство директоров ОАК являются тщательно подобранными "да"-людьми, которые с удовольствием обсуждают планирование, стратегии и новые проекты, но не способны принимать трудные решения», - делает вывод NI. В США уверены, что в окружении ВВП, в числе управленцев, просто нет менеджеров со своей профессиональной точкой зрения.
Если развить эту мысль, можно сказать и так: полковник Путин твердо придерживается армейской субординации на своей президентской работе. Значит, «приказы не обсуждаются» и «альтернативные мнения не выслушиваются». Так ли это на самом деле, или нет, знают лишь кремлевцы и вертикаль власти.
В тоже время трудно не согласиться с выводами NI, что «ОАК не способна к инновациям и адаптации (к современным вызовам)», правда, с оговорками. Все-таки был заявлен совершенно новый проект Checkmate - Су-75, как отчаянная попытка выйти на международный авиационный рынок с новым продуктом. Впрочем, сделать муляж невелика заслуга, тем не менее, будем искренне надеяться, что нашим инженерам эта задача по плечу.
Однако вернемся к выводам NI. Издание не видит перспектив у ОАК в том числе и потому, что «как бы велика бы не была Россия, ее ВВП сопоставим с австралийским». Типа, ребята, о чем речь? Несерьезно с такой экономикой играть в сверхдержаву, в том числе и в военном авиастроении. Это все равно, что с рваными портками идти в калашный ряд.