Войти в почту

«Я тебя породил, я и убью»: F-35 обнулил изобретение русских?

«Есть ли у России секретный план, чтобы разгромить авиацию НАТО?», задается вопросом американское издание National Interest. Долгое время ответ был очевиден для западных экспертов - нет. Дескать, такого секретного плана у Москвы нет хотя бы потому, что североатлантический альянс располагает истребителями 5-го поколения - F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

«Я тебя породил, я и убью»: F-35 обнулил изобретение русских?
© Свободная пресса

Особо подчеркнем, за океаном такой точки зрения придерживались, да и сейчас придерживаются, наиболее авторитетные эксперты и высокопоставленные военные чины.

Справедлива ли такая оценка - это уже другая и отдельная тема. По логике вещей, только война (не дай бог) может расставить все точки над “i”. Можно сколько угодно спорить, чьи самолеты лучше, но, как известно, чувство уверенности в собственной силе может подтолкнуть к ее применению. Не поэтому ли наиболее горячие американские парни не раз угрожали дать жару Москве.

Американцы по-прежнему твердо уверены, что малозаметность F-22 и F-35 дает им ключевое преимущество на дальних дистанциях. По их мнению, русские Су и МиГи можно сбивать дальнобойными ракетами, не входя в зону обнаружения. Безусловно, есть за океаном и критики Raptor и Lightning II.

Их голоса не так уж громко звучат, хоть и подхватываются у нас «на ура». И все-таки тучки появились над американским безоблачным небом, о чем свидетельствует вышеупомянутая публикация.

Многие оборонные компании, в том числе российские, работают над созданием эффективного «убийцы стелс», чтобы обнулить превосходство американской авиации, рассуждает NI. Теперь эта система, по мнению автора публикации Чарли Гао, у русских есть - это бистатический радар "Струна-1", который «может представлять значительную угрозу для самолетов-невидимок НАТО в будущем конфликте».

Да, сейчас диапазон ее работы ограничен, но это дело поправимо.

На самом деле, National Interest повторяется. Впервые об угрозе бистатического радара "Струна-1" для звездно-полосатых «невидимок» в NI писали еще в 2018 году. Суть рассуждений сводится к тому, что радиолокационное эхо затухает обратно пропорционально четвертой степени расстояния до объекта. Эту формулу еще называют законом обратных квадратов в квадрате.

Западные эксперты, знакомые с этим вопросом, утверждают, что у F-35 настолько малая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР), что на дистанции примерно 50 км отраженный сигнал фактически стремится к нулю даже для самого мощного радара. Возможно, это правило не всегда работает, но в 999 случаях из 1000 оно справедливо.

Если же разнести приемник и передатчик радара подальше друг от друга, то отраженный сигнал становится примерно в три раза сильнее, что и позволяет засечь стелс-истребитель на более дальней дистанции. Отсюда, дескать, и главная опасность бистатических радаров для натовской авиации.

Казалось бы, янки должны были насторожиться. Но существенного изменения американская стелс-программа не претерпела. Напротив, количество продаж F-35 растет, что нельзя объяснить одним лоббированием. Да и назвать американцев тупоголовыми упрямцами язык тоже не поворачивается, тем более что врага правильнее переоценить, чем недооценить.

В свою очередь, натовцы исходят из того, что «стелс» все-таки лучше, чем «не стелс», в то время как любое преимущество имеет в войне большое значение. Собственно, в очередном русском «убийце стелс», каким является "Струна-1", ничего нового нет, пишут за кордоном. В частности, шведский эксперт Стефан Хедлунд пояснил, что, к примеру, радар Erieye ER AESA на основе технологии GaN тоже видит F-35 на более дальнем расстоянии, чем заявлено в характеристиках Lightning II.

«Всегда хорошо иметь низкую площадь рассеяния истребителя, но долгосрочная ценность самолета зависит от того, какими другими свойствами и сильными сторонами он обладает, - отмечает Хедлунд. - Так, лишенный других преимуществ F-117 Night Hawk был бы почти бесполезен, если бы на тот момент существовала технология его обнаружения. Именно поэтому в Ираке он сделал свое дело, и именно поэтому его быстро вывели из состава ВВС США».

Кстати, было время, когда наши истребители имели меньшую ЭПР, чем натовские, что и позволило нам завоевать небо. Так, МиГ-21 действительно обладал преимуществом в радиолокационной скрытности по сравнению с более крупными истребителями F-4 Phantom в небе Вьетнама, что, по оценкам звездно-полосатых генералов, стоило Америке унизительного поражения.

Еще один заокеанский эксперт Альберт Паркес пишет: «Вы что? Думаете, что мы не в курсе возможностей русских радаров, включая бистатических?». По его словам, ВВС США регулярно моделируют, как в цифровом пространстве, так и физическом, перехват F-35 с помощью ЗРК С-400. Оказывается, «невидимки» активно используют стелс-приманки, имитирующие материнские самолеты, и сложные средства радиоэлектронной борьбы, заставляя тем самым операторов «Триумфов» тратить намного больше времени, чтобы в «переполненном небе» найти нужную цель.

По большому счету, когда принималось решение создать F-35, у американцев было четкое понимание, что наша противовоздушная радиоэлектронная борьба, включая радарные системы, развивается чрезвычайно быстро. За океаном допускали, что Москва рано или поздно если не обнулит, то точно обесценит Lightning II. Как-никак, но Россия всегда славилась своими инженерами и учеными.

В конце концов, разработчиком концепции американских самолетов-невидимок был молодой советский ученый Петр Уфимцев, который еще в 1962 году опубликовал методичку «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Пётр Яковлевич еще тогда привел расчет радиолокационного сечения объектов, в том числе, насколько они видны на радаре с учетом закона обратных квадратов.

По сообщению американских СМИ, Пентагон в 1970-х годах выразил заочно огромную признательность Уфимцеву, после чего корпорация Lockheed (прежнее название Lockheed Martin) начала работать над проектом Have Blue по созданию самолета с наименьшим радиолокационным поперечным сечением. Кстати, в 1990 году американцы «перекупили» автора методички, предложив ему сотрудничество с военно-промышленной компанией Northrop Grumman.

Да, заокеанские эксперты по-прежнему хвалят «невидимки». Но с учетом упорных слухов о том, что США задумали свернуть производство F-35 и начать разработку нового истребителя уже 6-го поколения, похоже, не так уж и далеко до того времени, когда Lightning II разделит участь Night Hawk.

Здесь ровно тот случай, когда справедливы слова Тараса Бульбы «я тебя породил, я тебя и убью». Появившиеся благодаря идеям и расчетам русского ученого Уфимцева американские стелс-истребители уйдут в историю из-за разрабатываемых в нашей стране чудо-радаров. Во всяком случае, это было бы логично.