Владимир Коккинаки и его «рекордный багаж»

17 июля исполняется 85 лет с того дня, когда летчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый советский мировой авиарекорд. На ильюшинском самолете ЦКБ-26 он выполнил подъем груза 500 кг на высоту 11 458 м. Коккинаки стал первым в СССР, чей рекорд был официально зарегистрирован Международной авиационной федерацией (ФАИ).

Владимир Коккинаки и его «рекордный багаж»
© Ростех

«Я решил начать «наступление» на таблицу мировых рекордов. Нам приходилось много работать, потому что советская авиация ступила на мировую арену без какого бы то ни было «рекордного багажа», – вспоминал позднее Владимир Константинович. С этого момента наши летчики подарили стране огромный «рекордный багаж», и сегодня Россия занимает одно из ведущих мест в мире по количеству завоеванных авиационных рекордов. На счету самого Коккинаки 24 мировых рекорда на различных типах самолетов. Вспоминаем самые яркие из них.

Мечты о небе

Владимир Коккинаки родился в 1904 году в Новороссийске, в большой семье, корни которой восходят к понтийским грекам. Интерес к небу у мальчишек тех лет был настолько велик, что пятеро из братьев Коккинаки пошли по авиационной стезе, а с одним из них Владимиру даже пришлось позже летать в одном экипаже. В юности будущий рекордсмен отличался недюжинной силой, с охотой брался за тяжелую физическую работу, успешно занимался спортом. После окончания в 1930 году Борисоглебской военной авиационной школы летчиков командование отмечает способности Коккинаки и предлагает стать испытателем авиатехники.

Работа летчика-испытателя в те годы считалась высшей ступенью летного мастерства. Задача испытателя – помочь конструкторам довести новую машину до совершенства. Эта работа полна риска, требует высокой отдачи, огромного запаса знаний и умений.

О своей профессии Коккинаки рассказывал так: «Испытывая самолеты, я должен определить достоинства и недостатки новых конструкций, все их качества, и в первую очередь наибольшую скорость, предельный потолок, максимальную дальность. Работа испытателя самолетов чрезвычайно увлекательна, но и очень кропотлива... Мы стремимся полностью изучить самолет, чтобы после нас никто не мог что-нибудь добавить к его характеристике. Нашу работу нельзя выполнять формально, казенно. На испытателе лежит огромная ответственность». Коккинаки с головой уходит в испытательские будни сначала в НИИ Военно-воздушных сил РККА, затем – на авиазаводе им. Менжинского.

В 1935 году Владимир Константинович приходит старшим летчиком-испытателем в КБ Ильюшина, и в следующие 30 лет все машины фирмы будут проходить через его руки. Примерно в это время Коккинаки увлекается фигурным пилотажем, максимально раскрывающим возможности самолета. Весной 1935 года он возглавляет первую пятерку истребителей-пилотажников для первомайского парада на Красной площади. А в апреле 1936 года Коккинаки первым в стране выполняет петлю Нестерова на двухмоторном самолете – опытном бомбардировщике ЦКБ-26. Росла и развивалась советская авиация, вместе с ней рос опыт Коккинаки, близилось время рекордов.

Покорение высоты

Высотные полеты заинтересовали Владимира Константиновича еще в 1932 году. Большая высота давала массу преимуществ: увеличение скорости полета, хорошую видимость, защиту от наземной артиллерии, широкие возможности для ведения боя и захода в глубокий тыл врага. В то время мировые рекорды по высоте полетов принадлежали иностранцам. Коккинаки, убежденный в качестве советских машин и уровне подготовки пилотов, ставит перед собой задачу сделать СССР новой родиной авиационных рекордов.

21 ноября 1935 года Коккинаки впервые покусился на международный рекорд высотного полета. До этого он уже преодолел отечественный максимум высоты. Для экономии веса горючее в самолет заправлялось только для взлета, спуск планировался с выключенным двигателем. Температура на высоте достигала –50 градусов, и, по словам пилота, последние 1,5 тыс. м самолет уже не подымался, а, можно сказать, медленно карабкался на четвереньках по воздушным ступенькам.

Тогда Коккинаки взлетел на невероятные 14 575 м, побив рекорд итальянца Донати на 142 м. Но международного достижения не вышло – на то время СССР не состоял в Международной авиационной федерации (ФАИ), и рекорд зафиксировать было просто некому. По мнению ученых, в этом полете Коккинаки достиг предела высотного подъема для человеческого организма, не защищенного скафандром или герметической кабиной. Выше должна наступить смерть от удушья.

Когда в 1936 году Советский Союз вступил в ФАИ, Владимир Коккинаки решил повторить свой рекорд, но уже с нагрузкой. Полеты с грузом более приближены к реальности, чем абсолютные рекорды высоты – они демонстрируют, что самолет с запасом горючего и, например, авиабомбами может выполнять сложные миссии на большой высоте.

17 июля 1936 года в ильюшинский моноплан ЦКБ-26, которому пилот верил как самому себе, загрузили полтонны груза. Коккинаки поднялся в небо и примерно через час уже был на земле, принимая поздравления с первым в СССР авиарекордом, признанным по международным стандартам. Владимир Константинович с 500 кг груза поднялся на высоту 11 458 м, побив на 1173 м рекорд французского пилота Синьерина. Но на этом Коккинаки не останавливается и в следующие два месяца ставит еще несколько мировых рекордов высоты с различными грузами. Победа Коккинаки вдохновила советских летчиков на новые рекорды, а сам он через двадцать лет еще раз обновит рекордную таблицу высот, уже на самолете Ил-18.

«Если надо, Коккинаки долетит до Нагасаки»

Покорив высоту, Коккинаки включается в борьбу за рекордную дальность полетов. Увеличение радиуса полетов, межконтинентальная связь, расширение возможностей бомбардировщиков − все это было очень актуальными задачами того времени. Летом 1937 года вместе со штурманом Бряндинским на том же самолете ЦКБ Владимир Константинович отправляется в полет по маршруту Москва — Севастополь — Свердловск — Москва. По словам Коккинаки, это был один из самых трудных рейсов в его практике. Средняя скорость полета составила 325 км/ч, благодаря чему было установлено три мировых рекорда скорости на участке 5000 км. С такой скоростью до Коккинаки еще никто не летал.

Возникает идея проложить кратчайший воздушный путь из СССР в США. В июне 1938 года в качестве тренировочного полета Коккинаки и Бряндинский совершили перелет на самолете ЦКБ-30 «Москва» из Москвы в Спасск-Дальний (Приморский край), пролетев всю страну чуть более чем за сутки. За этот полет оба летчика получили звание Героев Советского Союза, а также доказали пригодность самолета к броску между континентами.

Экипаж Владимира Коккинаки встречают в Спасске-Дальнем, 28 июня 1938 г

После этого полета в народе появилась частушка, в которой вместе с Коккинаки упоминается военный министр Японии Садао Араки, призывавший к захвату советских территорий:

«Если надо, Коккинаки Долетит до Нагасаки, И покажет он Араки, Где и как зимуют раки».

В отличие от межконтинентальных полетов Чкалова и Громова через Северный полюс, Коккинаки выбирает другой маршрут – через Финляндию, Швецию, Норвегию, Исландию и Северную Атлантику, над тысячами километров воды. 28 апреля 1939 года самолет стартовал из Москвы на запад. Из-за сильной облачности приходилось лететь на большой высоте, испытывая кислородное голодание. Американская непогода заставила посадить самолет не в США, а на небольшом канадском острове Мискоу. За 22 часа 56 минут, покрыв расстояние 8000 км (6516 км по прямой), Коккинаки и штурман Гордиенко проложили кратчайший маршрут между Европой и Америкой. В 1959 году этот воздушный путь стал официальным летным маршрутом регулярных рейсов Москва – Нью-Йорк.

Пионер розы ветров

Во время Великой Отечественной войны Коккинаки консультировал авиастроителей и фронтовых пилотов, руководил всей летно-испытательной службой страны и сам продолжал испытывать самолеты. Важную роль в ходе войны сыграли выпестованные Ильюшиным и Коккинаки бомбардировщик Ил-4 и штурмовик Ил-2. Последний немецкие солдаты называли «черной смертью», а немецкие летчики − «бетонным самолетом».

В середине 1950-х годов Владимир Константинович испытывает один из первых советских турбовинтовых лайнеров – дальнемагистральный гражданский Ил-18. Изучая новый самолет, Коккинаки ставит новые рекорды. Примечательно, что в одном полете с ним работает бортинженером брат − Павел Константинович Коккинаки. В 1958 году уникальный экипаж ставит три рекорда высоты с грузами 5,10 и 15 т. 19 августа 1959 года, пролетев на Ил-18 по маршруту Москва — Мелитополь — Москва, Коккинаки поставил сразу пять мировых рекордов скорости полета на участке 2000 км с грузом в одну, две, пять, десять и пятнадцать тонн.

«Летающий танк» Ил-2

Тогда Владимир Константинович сказал шутливую фразу, за которой скрывается тяжелая и порой опасная работа летчика-испытателя: «Мы, летчики, находимся в очень выгодном положении. Народ дает средства, рабочие на заводах строят самолеты, конструкторы работают над созданием совершенных машин, а мы − садимся, летаем и пожинаем лавры». Все свои международные рекорды (а их в багаже Коккинаки было 24 – больше, чем у любого другого пилота в мире) он ставил не для личной славы, а ради престижа страны и укрепления ее обороноспособности.

В 1957 году Коккинаки был награжден второй медалью Героя Советского Союза, в 1959 году ему присвоено звание заслуженный летчик-испытатель СССР, а в 1965 году Международная авиатранспортная ассоциация наградила пилота бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» за открытие кратчайшего авиапути из Европы в Америку.

В 1964 году Владимир Константинович закончил карьеру испытателя. Его последним самолетом был межконтинентальный авиалайнер Ил-62, одновременно ставший и последней работой Сергея Владимировича Ильюшина, с которым Коккинаки связывали долгие профессиональные и дружеские отношения.