Войти в почту

Neue Zurcher Zeitung о «Северном потоке-2»: «Это не газовая труба, а ловушка для подлодок!»

Намерена ли Россия использовать достраиваемый ею в балтийских глубинах газопровод «Северный поток-2» в военных целях? На первый взгляд, это достаточно абсурдное предположение. Поскольку речь идет об исключительно мирном промышленном объекте. К тому же - возводимом под неусыпным контролем всех заинтересованных стран – членов НАТО. Но именно на тщательно скрываемом Москвой «военном назначении» трубопровода настаивает Йоахим Краузе, директор Института политики безопасности при Кильском университете. На страницах швейцарского издания Neue Zurcher Zeitung он «в пух и прах» разносит версию Москвы и Берлина о чисто коммерческой ценности масштабного проекта. На чем, кстати, не устает настаивать и канцлер Ангела Меркель.

Neue Zurcher Zeitung о «Северном потоке-2»: «Это не газовая труба, а ловушка для подлодок!»
© Свободная пресса

«Среди военно-морских экспертов и в НАТО очень серьезно относятся к вопросу о том, будет ли Россия использовать "Северный поток-2" в военных целях. Только правительство Германии закрывает на это глаза», - бьет тревогу господин Краузе. Его главный вывод категоричен: «Северный поток-2» может оказаться военной ловушкой» для доверчивого Запада».

По мнению автора, Россия использует строительство «трубы» для скрытой установки на ней целой системы шпионских гидроакустических средств, способных отслеживать передвижения кораблей стран НАТО в Балтийском море. В частности – дизель-электрических субмарин, наличие которых у альянса на Балтике является его главным преимуществом над российским ВМФ в этих водах. «Это (возрастающая вероятность своевременного обнаружения боевых кораблей западных союзников – «СП».) может подорвать все еще существующее превосходство НАТО в морской сфере. Особенно пострадают тихоходные немецкие подводные лодки».

Откуда вдруг столь панические выводы? Быть может, достоянием Кильского университета стали некие совершенно секретные сведения разведок Пентагона и Брюсселя? Как следует из упомянутой статьи – ничуть не бывало. Алармистские настроения в респектабельном кильском Институте политики безопасности, как ни странно, породила (вы только не падайте со стула от изумления!) взбалмошная Украина. Конкретнее – эксперты киевского Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар, Андрей Рыженко и Богдан Устименко. Они в местном журнале «Чорноморська безпека», как выяснилось, написали статью, в которой, в частности, утверждают: «Исходя из опыта реализации российских трубопроводных проектов в Черном море, следует предполагать, что Россия использует "Северный поток-2" для установки подводного оборудования для перехвата в военных целях… Технически это несложно».

При этом – ни слова, откуда у украинского Центра глобалистики данные, будто и черноморские газопроводы, которые ведут в Турцию, уже давно словно ракушками облеплены наборами современной шпионской гидроакустики. При этом, как водится, - никаких ссылок на источники столь взрывоопасной информации, которая, по логике, должна была бы давно поднять на уши все НАТО. Или, во всяком случае, хотя бы Турцию. Нам и господину Краузе просто предложили поверить журналу «Чорноморська безпека» на слово. Краузе поверил. Мы – нет.

Вся штука в том, что технически нет никакой нужды пристраивать подобные датчики на подводных трубопроводах. Более того: сделать так – значит загубить на корню всю идею собственной гидроакустической разведки. Почему? Послушаем хотя бы доктора военных наук, капитана 1 ранга в отставке Константина Сивкова: «Чтобы ставить датчики, фиксаторы движения подводных лодок, совершенно необязательно их привязывать к «потокам». Никто их к «потокам» не привязывает, потому что «поток» (по которому под давлением протекает огромное количество газа – «СП».) создает шумы, которые являются препятствием, помехой для работы этих датчиков».

Как раз наоборот – стационарные системы подводного наблюдения любые страны устанавливают на значительном удалении от любых постоянных источников шумов, чтобы устранить помехи. Потому что из-за все более и более оживленного судоходства и без всяких газопроводов вынуждены постоянно решать проблемы селекции тысяч подводных звуков. Как выделить из них те, что издают винты именно боевых кораблей, а, допустим, не сейнеров, танкеров или сухогрузов? Еще сложнее классифицировать шумы подводных лодок.

Насколько это сложно? Можно проиллюстрировать опытом работы американской стратегической гидроакустической системы SOSUS, еще полвека назад развернутой в Тихом океане, а также в Северной Атлантике на рубежах мыс Нордкап-остров Медвежий и на Фареро-Исландском (Гренландия-Исландия-Фарерские острова-Великобритания). SOSUS работает в автоматическом режиме и представляет собой цепь лежащих на дне пассивных гидрофонов, соединенных кабелем с наземными пунктами управления. И поначалу эта система показывала себя с лучшей стороны. Главным образом потому, что имела дело с советскими атомными подводными лодками 1-го и 2-го поколения. Но после того, как в нашей стране стали строить куда более малошумные атомоходы проекта 949 «Гранит» и особенно проекта 971 «Щука-Б», SOSUS начал давать ощутимые сбои.

В начале 1990-х годов американцы решились проверить: а стоит ли им вообще дальше полагаться на эту подводную систему? Прогнали над гидрофонами собственную подводную лодку. И оказалось, что предполагаемые координаты этой субмарины образовали в океане огромный эллипс размером 216 на 90 километров. Даже с привлечением противолодочной авиации пытаться обнаружить в таком гигантском пространстве быстроходную подводную цель - все равно, что искать иголку в глубинах моря. И значительная часть гидрофонов SOSUS ВМС США к сегодняшнему дню пришлось законсервировать.

Тогда к чему эти нынешние вопли в стиле «Держи вора!», которые раздались сначала из Киева, а затем и из Киля относительно «Северного потока-2»? Чтобы получить логичный ответ, полагаем, следует внимательней присмотреться к коллективу породивших эту информационную волну экспертов украинского Центра глобалистики «Стратегия ХХI». Что объединяет всех троих – активнейшая связь со структурами НАТО и особенно – с США.

Теснее других такие связи у капитана 1 ранга запаса Военно-Морских сил Украины Андрея Рыженко. В недавнем прошлом он занимал должность заместителя начальника штаба Военно-морских сил Украины по евроинтеграции. Поэтому в Брюсселе и в Вашингтоне бывал едва ли не чаще, чем в Одессе и в Киеве. Потом на той же ниве трудился в ранге помощника министра обороны своей страны. Но вероятно в результате неких дворцовых интриг несколько месяцев назад «верный натовец» был выгнан со службы. Однако, как видим из статьи в «Чорноморська безпека», любимого дела в виде «евроинтеграции» Украины в западные структуры не оставил и на пенсии.

Возьмите другого автора, президента Центра глобалистики Михаила Гончара. В его служебной биографии особо подчеркнуто: «Проходил стажировку в Европейской Комиссии и НАТО». В былые годы - советник, руководитель Управления стратегии, руководитель аппарата Специального уполномоченного Украины по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора. То есть структуры, которая едва ли не жизнь положила на алтарь борьбы с «Северным потоком-2». Проиграла? Ну что ж, приходится утираться, поскольку ненавистный Киеву газопровод в обход его страны почти достроен и вот-вот заработает. И чтобы попытаться в последний момент все-таки остановить «Северный поток-2», хвататься за пропагандистскую соломинку. В виде экспертного предупреждения Западу: «Будьте осторожны! Это и не подводная труба вовсе, а новое средство всемогущей и коварной русской разведки!».