Потомки победителей воссоздали подвиг предков

Во вторник, 22 июня, в парке «Патриот» реконструкторы сыграли человеческую трагедию — эпизод первых дней войны.

Потомки победителей воссоздали подвиг предков
© Вечерняя Москва

На площадке рядом с Главным храмом Вооруженных сил — макет поля боя. Реалистичный: окопы, дзоты, даже застрявший в траншее фашистский танк.

Среди этих декораций и развернулись события — словно ожила диорама. Все зрители держали наготове гаджеты, чтобы записать видео «боя» и ничего не упустить. Ведь в реконструкциях нет проходных сцен, зрелище, как правило, не отпускает с первых до последних мгновений.

Понятно: все основано на реальных событиях.

Пока реконструкторы в форме солдат Красной армии и вермахта занимали свои места, для участников звучали мелодии военных лет.

Неожиданно (так же, как и 80 лет назад, внезапно началась война) музыку прерывают звуки стрельбы, и представление начинается.

Вдоль окопов бегут солдаты в форме врага. Их поддерживают огнем два ручных пулемета.

Красноармейцы быстро занимают оборону, и начинается упорное сопротивление. Но силы не равны…

Все так, как случилось 80 лет назад, когда бойцы 62-го брестского укрепрайона под командованием политрука третьей роты 17-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона Василия Локтева семь дней держали оборону в дотах (долговременных огневых точках) и не сдавались. Это была одна из многих «брестских крепостей», гарнизоны которых дрались до конца.

Теперь все это видим мы, современные мирные жители. Вот ожесточение боя нарастает, звуки выстрелов сливаются в сплошной грохот. Перед амбразурой дота наступающие немцы зажигают дымовую шашку, чтобы ослепить защитников.

Клубы едкого дыма доходят до зрителей. Они не морщатся. Видно, что многие из них с начала действия крепко сжали пальцы в кулаки, напряглись, будто сами ведут бой.

Все по правде, и гости парка это сразу ощутили.

Действие продолжается. Ослепив защитников, враг смог их одолеть. Выживших в плен не брали — расстреляли вместе с Локтевым (незадолго до начала войны верховное командование вермахта приказало расстреливать всех политработников Красной армии).

Образ героического политработника на исторической реконструкции представил слушатель Военного университета Александр Мильчаков. Он сам будущий «комиссар» — заместитель командира по военно-политической работе. После представления он некоторое время остается, так сказать, в образе, отирает пот пилоткой, как делали деды в войну.

Александр запыхался, взволнован, так что проходит пара минут, пока парень смог отвечать на вопросы.

— Я из семьи потомственных военных. Мой прадед встретил войну в Белоруссии. Дед и отец были военными. Этот же путь выбрал и я.

Снова отирает пот и переводит дыхание — теперь это нужно не просто после бега, а чтобы успокоиться.

— Понимаете, — продолжает он, — это не настоящая война, тут не убивают, после боя мы вновь станем просто гражданскими реконструкторами, курсантами. Но хоть в небольшой степени, хотя бы только внешне, мы можем показать, что пережили наши предки. Я никогда не был на войне, но, участвуя в реконструкции, могу показать людям, как это было. И, конечно, почувствовать самому. На рукаве моей гимнастерки красная звезда — знак политсостава. В 1941 году таким не было пощады от врага.

На вопрос, как бы он сам поступил на месте политрука Локтева, Александр Мильчаков отвечает, что уверен: и нынешнее поколение политработников выполнит свой долг до конца, если придется.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Щепилов, военный комиссар Москвы, генерал-майор:

— То, что в День памяти и скорби, 22 июня, участники одного из самых ярких и душещипательных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, смогли стать свидетелями исторической реконструкции, — это очень положительный момент. Молодые ребята наряжаются в форму образца сорок первого, берут в руки трехлинейную винтовку и вживаются в историю, как в роль, изучают боевой путь моделируемого полка, восстанавливают историческое оружие и технику, устанавливают подробности боев и имена героев. Отличный способ познавать историю и хранить память.