Воздушный бой: «Рафаль» сбил Су-35 в небе Азии
Франция торжествует. Одержана важная экономическая победа над Россией на рынке вооружений. Индонезия после продолжительного периода колебаний истребителю Су-35 предпочла французский «Рафаль».
Хоть, казалось бы, дело для нас было верное. В феврале 2018 года был подписан контракт на поставку одиннадцати российских истребителей на сумму 1,15 млрд. долларов. Предполагалось, что в 2019 году будут поставлены 8 истребителей, в 2020 – еще три.
Для Джакарты в экономическом отношении это было чрезвычайно выгодно, поскольку стоимость была не столь высока, если учитывать включение в неё вооружения, запчастей и технического обслуживания. И это не все.
Половина этой суммы выплачивалась бартером – пальмовым маслом, от которого развитые страны по причине его вредности для человеческого здоровья предпочитают отказываться.
Еще одна выгода заключалась в том, что контракт предполагал практически «мгновенную» поставку. Такого рода контракты на столь сложную военную технику бывают затяжными, покупателю приходится ждать порой 4-5 лет.
Отказ от столь выгодного для Индонезии контракта был бы невозможен, если бы покупатели руководствовались только техническими факторами. Потому что Су-35 абсолютно все неангажированные эксперты во всем мире признают лучшим многоцелевым истребителем поколения 4++. То есть предпятого поколения.
Необходимо отметить, что обновление парка истребительной авиации для Индонезии крайне актуально. В ее ВВС до сих пор эксплуатируются истребители, массированно использовавшиеся американцами еще во время Вьетнамской войны, - F-5 Tiger.
Но и более современные самолеты требуют если не замены, то уж точно модернизации. К ним относятся истребители F-16A Block 15 Fighting Falcon, появившиеся на свет в 1981 году.
Что же касается сбалансированности парка истребителей, то тут совершенно чудовищная диспропорция. Практически все самолеты относятся к классу легких истребителей. Из тяжелых только 11 Су-30-МК и 5 Су-27.
Так что не только тяжелые, но и лучшие в своем поколении истребители Су-35 нужны ВВС Индонезии как воздух.
Однако в дело вмешались политические факторы. А также, несомненно, и коррупционные.
Давление на Джакарту началось еще за месяц до подписания контракта, когда стало понятно, что он должен быть заключен. Дело в том, что в 2017 году Индонезия объявила тендер на замену десяти своих F-5 Tiger. Среде пяти участников был и Су-35. А его главными соперниками – евроистребитель «Тайфун» и американский F-16 Viper. Российский истребитель победил в конкурсе, так что контракт был вполне ожидаемым.
В январе 2018 года в Джакарту с официальным визитом прилетел министр обороны США Джеймс Мэттис. Одной из задач, которые он должен был решить, - сорвать закупку Индонезией российских самолетов. Мэттис четко заявил, что в случае подписания контракта с Рособоронсервисом США прекратят поставку запчастей для F-16, коих в ВВС Индонезии насчитывается около четырех десятков. И это будет по закону, естественно, американскому - CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»).
Но Джакарта ослушалась, контракт был подписан. И тогда давление Вашингтона на Джакарту пошло по нарастающей. В конце концов, дело дошло до куда более серьезных, чем экономические, угроз. Вашингтон пообещал всячески - и материально, и информационно, и политически – поддерживать индонезийскую оппозицию. И привести к власти «своего» президента вместо строптивого Видодо.
В столь непростой ситуации Джакарта стала затягивать финансовую составляющую контракта, заявив, что на документе до его окончательного утверждения должны стоять подписи четырех различных министров. И якобы найти компромисс, который стал бы приемлем для всех четырех министерств, - дело крайне непростое.
И вдруг в начале 2020 года во влиятельной индонезийской газете ndoAviation выходит статья бывшего командующего ПВО Индонезии Эриса Хэриянто, в которой тот обрушился с резкой критикой на Су-35. Он четко, по-военному, обозначил четыре причины необходимости отказа от закупки для отечественных ВВС этих самолетов. Претензии абсолютно бредовые.
1. Су-35 – старый самолет (эксплуатируется с 2014 года. – «СП»), поскольку это небольшая переделка Су-27.
2. РЛС с пассированной фазированной антенной решеткой, а нужна активная. Дело в том, что РЛС Су-35 сделана оптимально именно для этого самолета.
3. Самолет имеет большие размеры, поэтому в него проще попасть ракетой.
4. Обслуживание Су-35 стоит гораздо дороже, чем F-35, к покупке которого призывал отставной пэвэошник. Ну, а это просто бред в квадрате.
И после этого началось нечто невообразимое. Разумеется, F-35 США Индонезии не предложили. Предложила ей Австрия бывшие в употреблении истребители «Тайфун». Те самые, которые проиграли тендер Су-35. Но проиграли-то не эти, подержанные, а совершенно новые, с завода.
Министр обороны Индонезии Прабово Субианто в июле 2020 года принял это предложение с большим энтузиазмом. И дело шло к заключению контракта, по которому Джакарта должна была закупить 15 евроистребителей по цене 124 млн. долларов за каждый самолет. Закупить, невзирая на то, что истребители немолоды во всех отношениях – и уже «поношены» в ВВС Австрии, и разработаны 25 лет назад. А к тому же стоят дороже, чем Су-35.
Однако эта идея встретила довольно энергичный отпор в коридорах законодательной власти. И от евроистребителя «Тайфун» было решено отказаться.
Но поскольку до предела изношенные «Тайгеры» надо было чем-то заменять, Джакарта устремила стопы в Южную Корею. И в начале этого года был взят курс на южнокорейский истребитель околопятого поколения KF-21. Был подписан договор о намерении закупить полсотни этих самолетов. Однако произойти это может нескоро, поскольку в мае состоялась презентация первого опытного образца, который только начинает летать.
И вдруг пришло сообщение о том, что во время визита в Джакарту министра обороны Франции Флоренс Парли был подписан договор о намерении приобрести 36 истребителей «Рафаль» новой постройки. Окончательное заключение контракта ожидается в 2022 году. В России это комментируют как доказательство того, что Индонезия окончательно отказалась от российских Су-35. Хоть это было понятно еще год назад.
Вместе с тем поворот в сторону Франции выглядит достаточно странно. Именно 36 «Рафалей» были проданы Индии по результатам тендера, которые совершенно очевидно имели крупную коррупционную составляющую. Индийские оппозиционные политики заявили, что этот контракт является «самой большой оборонной аферой в истории». Нью-Дели выложили 7,9 млрд. евро, каждый самолет обошелся в 220 млн. евро. В состоянии ли Джакарта заплатить столько же? Причем, французы пальмовым маслом не возьмут. Это, во-первых.
А, во-вторых, в ВВС Индонезии никогда не эксплуатировались французские самолеты. И, значит, внедрение и обслуживание «Рафаля» окажется гораздо сложнее, чем Су-35.
В-третьих, Индия подписала контракт на 36 французских самолетов 5 лет назад. К настоящему моменту получены только 12 истребителей. Если и дальше дела пойдут с такой скоростью, то весь заказ будет получен лишь к концу десятилетия. И лишь потом дойдет дело и до Индонезии. Ведь не будут же французы строить дополнительные заводы, чтобы ускорить темпы производства.
Вот как Штаты напугали Индонезию, что она сработала себе в ущерб. И ущерб этот весьма значителен.
Хотя, конечно, ущерб получился и для России.