Текст:

Евгений Хацкельсон

Прародителем МиГ-35 (и двухместного МиГ-35Д) является легкий фронтовой истребитель четвертого поколения МиГ-29. Точнее, в его основу легли четыре типа самолета: корабельные МиГ-29/К и МиГ-29/КУБ (двухместный корабельный учебно-боевой) и легкие фронтовые наземного базирования МиГ-29М (также известный как МиГ-33) и двухместный МиГ-29М2. Это обстоятельство определило внешний вид нового истребителя: он очень похож на МиГ-29, принятый на вооружение ВВС Советского Союза в 1987 году. С тех пор прошло более 20 лет, а МиГ-29 до сих пор служит верой и правдой, отлично себя зарекомендовал на мировом рынке оружия и уходить со сцены не собирается. Одной из причин долголетия «двадцать девятого» является его превосходная аэродинамическая концепция.

Совершенная аэродинамика всегда была сильной стороной советской (а теперь российской) авиаконструкторской школы, чего, к сожалению, нельзя было сказать об авионике (совокупность бортового радиоэлектронного оборудования – БРЭО). Поэтому ничего удивительного нет в том, что конструкция МиГ-29 использовалась при разработке нового самолета. За счет сохранения корпуса и уменьшения размеров бортового оборудования удалось на 50 процентов увеличить внутренний запас топлива, благодаря чему МиГ-35 по дальности действия стал приближаться к классу тяжелых истребителей. Тот же потенциал, что был заложен в МиГ-29, помог удвоить боевую нагрузку. Следствием этого стало увеличение максимальной взлетной массы, что в свою очередь потребовало повышения прочности конструкции и обновления силовой установки. Практическая дальность МиГ-35 существенно возросла в сравнении с прародителем и достигла 3000 км (у МиГ-29 – 2100 км). К числу других важных улучшений «тридцать пятого» относится усиленная энерговооруженность. Его двигатель РД-33МК мощней, чем РД-33 «двадцать девятого», обладает повышенной на 10 процентов тягой и большим ресурсом, он более надежен, имеет бездымную камеру сгорания. Но главное, благодаря чему самолет имел первоначальное название МиГ-29ОВТ, – это свойство всеракурсной отклоняемости вектора тяги. Результатом стала сверхманевренность нового МиГа. На различных авиашоу он демонстрирует буквально акробатические номера. В реальном воздушном бою это свойство самолета даст ему существенное преимущество над любым истребителем четвертого поколения.

Итак, самолет стал более маневренным и надежным, лучше вооруженным, увеличился радиус его действия. Однако если бы дело ограничилось только этим, он был бы просто улучшенной модификацией МиГ-9, и это не дало бы права главному конструктору Инженерного центра «ОКБ им. А.И. Микояна», директору программы «МиГ-35» Николаю Бунтину произнести на выставке МАКС-2007 следующее: «Приступая к разработке МиГ-35, мы исходили из фундаментального требования: он должен превосходить по боевым и эксплуатационным качествам истребители четвертого поколения и успешно противостоять в воздушных боях самолетам пятого поколения. В качестве основного пути повышения боевой эффективности МиГ-35 было избрано совершенствование БРЭО... В целом по уровню интеграции на борт технологических решений, относящихся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет себе равных среди европейских самолетов».

Так вот в чем основная «изюминка» – более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование. Как ни странно, именно авионика делает МиГ-35 сильнее всех европейских истребителей четвертого поколения и позволяет причислить его к поколению «4++», от которого требуется сверхманевренность, многофункциональность, «стеклянная» кабина, уменьшенная стоимость эксплуатации и значительная экономичность двигателей, сниженная заметность для радаров противника и сверхвысокая мощность собственных радаров. К самолетам поколения «4++» относятся также Су-35, Су-35С и Су-37.

«Стеклянная» кабина в отличие от традиционной, где устанавливается множество механических указателей для отображения информации, включает в себя панель с электронными дисплеями, которые можно настроить на показ необходимых сведений. Это упрощает управление самолетом, навигацию и позволяет пилотам сконцентрироваться на наиболее важной информации. О том, насколько существенно это усовершенствование, можно судить на основании комментария заслуженного летчика-испытателя РФ, Героя России Магомеда Толбоева: «Главное отличие – это авионика. На МиГ-29 на приборной доске обыкновенные циферблаты. А здесь за тебя многое делает компьютер. Например, выбирает цели и очередность применения оружия. Электронная карта перед глазами, а на МиГ-29 мы маршрут прокладывали, как говорится, на коленке. Естественно, стал точнее выход на цель. В общем, это все равно что сравнивать приборную панель старых «Жигулей» с последней моделью «Мицубиси».

Впечатляющая аналогия. Однако это еще далеко не все. При работе над электронной начинкой создатели МиГ-35 ставили перед собой сразу несколько задач:

- реальная многофункциональность самолета, возможность его применения в любое время суток и при любых погодных условиях;

- резкое повышение выживаемости в воздушном бою;

- увеличение дальности действия многоканальной информационно-прицельной системы;

- обеспечение высокой степени автономности истребителя в воздушном бою.

Эти задачи, характерные для истребителей пятого поколения, были решены, что и дает право причислить самолет к поколению «4++». Его не относят к пятому только потому, что он был создан на аэродинамической платформе четвертого поколения, но это всего лишь условность. Несмотря на внешнюю схожесть с МиГ-29, «тридцать пятый» является качественно новой машиной, предназначенной для завоевания господства в воздухе и нанесения высокоточных ударов по наземным целям не заходя в зону ПВО противника. Максимальная скорость самолета – 2300 км/ч. Практический потолок – 17 км. Кабина летчиков оснащена жидкокристаллическими дисплеями и системой индикации непосредственно на лобовом стекле. Самолет может выполнять функции топливозаправщика в воздухе и нести оружие на девяти внешних узлах подвески. Все это впечатляет, но все-таки самым интересным остается следующий вопрос. Как авионика МиГ-35 решает перечисленные выше задачи? Благодаря каким техническим решениям «тридцать пятый» оказывается на голову выше всех истребителей четвертого поколения?

Решение номер один называется «Жук-АЭ». Это сверхмощная радиолокационная станция с так называемой активной фазированной антенной решеткой (АФАР), разработанная корпорацией «Фазотрон-НИИР» на базе серийного радара «ЖукМЭ», который устанавливается на МиГ-29К/КУБ и МиГ-29СМТ. Она обеспечивает сопровождение 30 воздушных целей, одновременную атаку до шести воздушных и наземных целей на дальностях до 130 км, способна работать в режиме картографирования. Возможности радара позволяют выделять движущиеся цели и распознавать их тип, а также определять число целей в группе. Мощная бортовая РЛС – это очень важный инструмент, но его недостаточно для решения всех прицельно-навигационных задач, которые пилоту приходится решать в современном воздушном бою. Радар позволяет обнаружить противника, но он же дает возможность объекту атаки обнаружить нападающего и принять меры противодействия. Выход был найден в применении так называемых пассивных оптико-электронных систем (оптико-локационные станции – ОЛС), которые позволяют проводить атаки не включая бортовой радар, что повышает скрытность самолета. Перед кабиной пилота установлен приемник системы переднего обзора ОЛС-УЭМ, обладающей по сравнению с аналогичными системами предыдущего поколения целым рядом преимуществ за счет внедрения новых технологий. Система ОЛС-УЭМ, имеющая телевизионные, инфракрасный и лазерный каналы, создана с применением космических технологий, ранее в авиации не использовавшихся. Она отличается увеличенной дальностью действия и обеспечивает обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей, а также определение расстояния до них при помощи лазерного дальномера и выдачу целеуказания высокоточному оружию.

В 2007 году Индия объявила тендер по программе MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft – средний многофункциональный боевой самолет). По условиям организатора тендера в оценочных испытаниях должны были принять участие по два экземпляра каждого истребителя – в одноместном и двухместном вариантах. Заказ оценивается в $10–12 млрд. Россию в состязании представлял МиГ-35, однако в апреле этого года российская заявка была исключена из короткого списка претендентов. Проиграли и американские истребители F/A-18 Super Hornet (Boeing) и F-16 Fighting Falcon (Lockheed Martin), и шведский JAS 39 Gripen IN (SAAB). В списке остались двое: европейский Eurofighter Typhoon и французский Dassault Rafale.

МиГ-35 уникален тем, что на нем стоит не одна, а две ОЛС. Вторая (ОЛС-К) находится в контейнере за нишей правой основной опоры шасси. Она решает навигационные задачи, отслеживает всю нижнюю полусферу, находит цели на земле и направляет на них оружие типа «воздух-поверхность». Танк будет обнаружен за 20 км, катер – за 40 км. Вот истоки универсальности и многофункциональности МиГ-35, который с равным успехом может применяться для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей. Наконец-то появился настоящий полноценный истребитель-бомбардировщик, не уступающий специализированным самолетам.

Все это относится

к наступательным системам, а как же достигнуто повышение выживаемости самолета? Во-первых, разработчики добились пониженной радиолокационной заметности МиГа. Во-вторых, его оснастили развитым комплексом выявления начавшейся атаки, лишающим противника фактора внезапности и дающим пилоту достаточно времени, чтобы принять меры. В этот комплекс входит станция обнаружения атакующих ракет (СОАР), включающая модули обзора верхней и нижней полусфер. Дальность обнаружения ракет типа «воздух-воздух» составляет 30 км, зенитных ракет – 50 км, ракет переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) типа «Игла» и Stinger – 10 км. Имеется также станция обнаружения лазерного облучения (СОЛО), обеспечивающая сферический обзор и дальность выявления источника воздействия 30 км.

Повышению выживаемости содействует высокая автономность базирования самолета, обеспеченная целым комплексом технических и технологических решений, в который входит бортовая кислороддобывающая станция. Обладая низкоуровневыми оптико-телевизионными системами, МиГ-35 может выполнять посадку в любых метеоусловиях днем и ночью на необорудованных полевых аэродромах. Есть и еще одно важное обстоятельство, способствующее также и повышению боевой эффективности МиГа: его БРЭО обеспечивает высокую степень осведомленности экипажа о текущей ситуации. Основной принцип ведения воздушного боя не изменился со времен Второй мировой войны: побеждает обычно тот, кто раньше заметил противника и занял более выгодную позицию. Но если тогда вся надежда была на зоркие глаза пилота, то сейчас его «глазами» являются РЛС и ОЛС. Авионика МиГа делает пилота более «зрячим», что позволяет ему действовать и в одиночку, как автономной боевой единице.

По маневренности Миг-35 не уступает истребителям пятого поколения

Другая действующая позиция ведения воздушного боя была сформулирована еще Александром Покрышкиным во время воздушной битвы на Кубани в 1943 году: воздушные бои ведутся группами. Одна из ключевых составляющих победы – организованность и слаженность действий команды. Тут работает суворовский принцип «воюй не числом, а уменьем». А значит, огромное значение приобретает устойчивость и качество связи между самолетами, которую противник, естественно, стремится всеми силами нарушить. Группа МиГ-35, благодаря наличию помехозащищенных систем связи и передачи данных о тактической обстановке, становится единым боевым механизмом, в котором реализован принцип «что видит один, то видят и все остальные».

Несмотря на обидный и труднообъяснимый проигрыш весной этого года крупного тендера MMRCA на поставку индийским ВВС 126 истребителей, можно однозначно утверждать, что МиГ-35 имеет значительный экспортный потенциал, поскольку открытая архитектура его БРЭО позволяет по требованию заказчика устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение, как российского, так и иностранного производства. Потенциал этой боевой машины еще будет оценен по достоинству всеми – и конкурентами, и партнерами, и потенциальными противниками, ибо главный принцип РСК «МиГ» был и остается неизменным: если быть, то быть лучшим.