Замах на рубль — выстрел на копейку. Что предлагает законопроект, ужесточающий гражданский оборот оружия?
В Госдуму внесли проект закона об ужесточении контроля за выдачей лицензий на оружие. После стрельбы в Казани депутаты подготовили уже второй специальный законопроект — первый касался ужесточения оборота оружия, а второй посвятили процедурам медпроверок.
Пока документ очень неконкретный: например, предлагается создать список медицинских противопоказаний, которые не позволят человеку купить оружие. Причем перечень болезней почему-то будет составлять правительство, а не врачи. Для получения справки надо будет пройти тесты на наркотики и психотропные вещества. Также появится новое психологическое тестирование. Но акценты все равно сделали не на том, считает психиатр, нарколог, директор Центра по лечению наркотической и алкогольной зависимости Михаил Зобин.
Михаил Зобин психиатр, нарколог, директор Центра по лечению наркотической и алкогольной зависимости «Вот если мы возьмем последний случай, из-за которого весь этот сыр-бор, то совершенно понятно, что ни одна из этих позиций не сработала бы, потому что никаких данных, что [стрелявший подросток] принимал психотропные, нет. На момент выписывания справки он, вполне вероятно, был психически здоров, а заболел уже после того, к примеру. Вы понимаете, да? Самое главное, что у вас при таком режиме строгости ограничений можно ходить по улице с оружием наголо, идти долго, и ничего не происходит, зайти в школу с оружием. Вы бы лучше вот этим озаботились, с моей точки зрения. Понятно, что если человек на учете стоит, вы ему оружие не дадите, так они обычно не ходят и не покупают оружие».
Тем, кто откажется от медосвидетельствования, лицензию не дадут. Результаты медтестов отправят в реестр ГИС Минздрава, к нему получит доступ Росгвардия, которая и выдает лицензии. Ведомство сможет определить, липовая справка или нет. Наконец, медосмотры можно будет проходить только в госклиниках по месту жительства.
Когда комитет Госдумы по безопасности одобрил первые поправки — о запрете оружия для судимых лиц и пьяных водителей — претензия к ним была одна: они никак не ограничивали выдачу оружия неадекватным лицам. А именно это — одна из причин стрельбы в Казани. К новым поправкам о медосмотрах претензия другая — многие положения так или иначе действуют уже сейчас, говорит эксперт в сфере оборота гражданского оружия Глеб Обуховский:
Глеб Обуховский эксперт в сфере оборота гражданского оружия «Да уже [около десяти лет] только госучреждения могут выдавать псих- и наркосправку. А общая 002-я справка о здоровье, где заключения окулиста, хирурга, легко делается в коммерческой клинике, но она может быть сделана и в государственной, без разницы. Буквально на следующий день вылез законопроект, что запрещается дважды судимым получать право на покупку оружия или лицам, управлявшим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. А как это помогло бы предотвратить трагедию в Керчи или в Казани? Они не были дважды судимыми, их не брали пьяными за рулем».
Кажется, что поправок много — но на самом деле, они еще и урезаны. Получение охотничьего билета хотели усложнить, но эта мера осталась за скобками. Было время, когда Росгвардия хотела контролировать все перемещения владельцев оружия, получать от них справки. В итоге, где-то меры не прошли из-за «ограничения трудовых прав граждан», где-то из-за «баланса интересов», как выразился Золотов в докладе президенту. Например, повышение возрастного ценза для покупки оружия до 21 года обсуждают уже в третий раз, еще с керченской трагедии. О том, почему что-то должно измениться сейчас, Business FM спросила зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Николая Рыжака:
Николай Рыжак заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции «Это инертность мышления, вроде как рынок и мы за свободу предпринимательства, оружейное лобби предпринимало определенные усилия. Есть люди, которые вообще сторонники того, что если государство ужесточает, допустим, уголовную, административную ответственность, значит, мы уходим от заявленных демократических ценностей. Не надо ужесточать, говорили некоторые скептики. Сейчас мы видим, что нужно ужесточать и в вопросах лицензирования, и в вопросах классификации оружия».
Если после керченской трагедии идеи по ужесточению были, но ни к чему не привели, после казанской стрельбы поправки будут приняты, в этом можно не сомневаться. Однако ничего революционного в них нет. А ключевые моменты — возвращение к практике испытательного срока для получения лицензии или организация регулярных осмотров психиатров (раз в несколько лет) — законотворцами даже не обсуждались.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин назвал «взвешенными» предложения главы Росгвардии по ужесточению оборота оружия. По его словам, ограничения надо вводить в первую очередь для новичков. «Справки покупают, обращаться с оружием не умеют. Человек сам может пострадать от оружия», — добавил Володин.