«Медведь» -2 передаст привет Америке: Минобороны сказало «да» ПАК ДА
Приоритеты стратегической дальней авиации в России, бесспорно, отданы семейству самолётов КБ «Туполева». Из стоящих ныне на вооружении ВКС «бомберов» это известные Ту-160 «Белый лебедь», Ту-95МС «Медведь» и Ту-22М (по кодификации НАТО – Blackfire, названия которого с английского можно перевести как «Ответный огонь» или «Иметь неприятные последствия» – кому как больше нравится). Сейчас Минобороны РФ утвердило окончательный облик нового бомбардировщика, выполненного по технологии «стелс», известного как Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Его разработкой занимается «Туполев», соответственно, в названии сохранится «номенклатура» с упоминанием фирмы «Ту» и с новым цифровым обозначением и, вероятно, с именем собственным, которое ещё не придумали.
Военные сказали новому перспективному авиационному комплексу «да» – существующие стратегические бомбардировщики, конечно, ещё послужат не один десяток лет, но пришло время подумать об их перспективной замене. Естественно, что новый самолёт для Дальней авиации должен быть не копией предшественников, а «прорывной технологией», которая определит его будущее предназначение на длительный период времени.
В приоритетах нового бомбардировщика не только аэродинамическая схема «летающее крыло», но и большая продолжительность полёта, малозаметность и включение в состав вооружений перспективных крылатых и гиперзвуковых ракет. По идее, это должна быть некая «воздушная крепость», способная длительное время барражировать вне зоны действия ПВО противника, способная при этом наносить удары по особо опасным объектам.
На практике этот самолет ещё существует только в виде макета (опытно-конструкторские работы по программе находятся на этапе рабочего проектирования, ведётся строительство нескольких опытных образцов), а первый его подъем в воздух ожидается не ранее 2025 года. Тем не менее, заложенные в него технические параметры позволяют предположить, что ПАК ДА станет самым мощным стратегическим бомбардировщиком в мире. Гарантия – от КБ «Туполев», чьи самолёты составляют основу Дальней авиации России и в модернизированном виде являются главной ударной силой ВКС.
Что известно о новом «летающем монстре», появление которого уже вызывает одновременный интерес у специалистов и панику в стане потенциального противника? Совсем не многое. По требованиям заказчика, в лице Минобороны РФ, это должен быть принципиально новый самолет с прицельно-навигационным комплексом, с возможностью применения существующих и перспективных видов оружия. Можно не сомневаться, что его оснастят новейшими средствами связи и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применят технологии «стелс» для обеспечения малозаметности, соответственно вся боевая «подвеска» будет спрятана в самом корпусе.
Скорость в данном случае не будет играть значения – самолёт будет дозвуковым, при этом, как предполагается, сможет использоваться в качестве платформы для запуска космических аппаратов, соответственно, сможет подниматься в стратосферу ещё выше дальнего истребителя-перехватчика МиГ-31. Будут использоваться уже хорошо зарекомендовавшие себя крылатые ракеты воздушного базирования Х-55СМ и Х-102. Ну и, естественно, основная боль натовских генералов – гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал».
Возможности российского ПАК ДА «могут всерьёз обеспокоить страны альянса» – пишут военные обозреватели издания The National Interest. «ПАК ДА разрабатывается на основе совершенно новой конструкции планера. Как выразился ведущий инженер Туполева Игорь Шевчук, ПАК ДА – это принципиально новый бомбардировщик, основанный на современных концептуальных решениях», – подчеркивает американский обозреватель Марк Эпископос. В чём можно согласиться с экспертами, так это в том, что уникальный стелс-бомбардировщик, создаваемый российской оборонной промышленностью станет представителем нового поколения авиационной техники, которому нет равных.
Предполагается, что ПАК ДА будет способен пробивать любые внешние слои противовоздушной обороны и оставаться при этом незамеченным. Временные сроки появления нового бомбардировщика и его поступление в серийное производство запланировано на 2027 год. Это долгострой?
– Создание самолётов подобного класса не требует суеты и временные рамки от конструкторской идеи до испытательного полета занимают ни день, ни месяц и даже не один год, – считает эксперт военной авиации Николай Баранов. – Может, и не совсем уместное сравнение, но и принципиально новый автомобиль нельзя испечь как пирожок в духовке, а тут речь идёт не просто о новом, а принципиально новом самолете, где в расчёт берутся не только технические характеристики двигателей или конструкции крыла, но и боевые возможности самолета, предназначение которого рассчитывается на десятилетия.
Вот возьмем ПАК ФА, который уже известен как действующий истребитель Су-57, на его доведение до ума тоже потребовался не один год, сотни часов экспериментальных полётов, устранение ошибок и недочётов. Зато есть результат – это лучший на нынешний момент истребитель, который однозначно причислен к самолетам пятого поколения в своем классе. Лучшим станет и новый стратегический бомбардировщик, потенциальные возможности которого смогут оценить, надеюсь, что не по практическому применению, и наши потенциальные противники.
Тут есть и еще такой нюанс, если говорить о временных сроках создания нового самолета, нынешние «стратеги», стратегические бомбардировщики прошедшие модернизацию, способны в полной мере выполнять задачи по обеспечению безопасности страны. Казалось бы, есть «старичок» Ту-95, который впервые поднялся в воздух в 1952 году, но пролет пары таких самолетов над Арктикой вызывает нервную дрожь в Пентагоне.
Или сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 с историей эксплуатации от 1971 года, ввергает в шок всю Японию при появлении даже за тысячу километров. Вспомним и про Ту-160, который является самым мощным и скоростным сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. И пока в строю российской авиации есть такие «лебеди» и «медведи», можно спокойно довести до ума новый ПАК ДА, который придет им на смену с улучшенными боевыми характеристиками.
Несомненно, что в облике нового самолета «от Туполева», будут применены и идеи конструкций прежних моделей – опыт и в этом случае имеет значение. Вряд ли ПАК ДА будет иметь какое-то внешнее сходство с 95-м, 22-м или 160-м «Ту», но характеристики точно сохранит, и, надеемся, преумножит.