Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Деньги являются главной угрозой истребителю ЕС шестого поколения

Истребитель шестого поколения является амбициозным, но дорогим проектом, отметил в комментарии ФБА «Экономика сегодня» обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин.

Франко-германский военный проект FCAS стоимостью в 120 млрд долларов является самым масштабным в Европе. Он позиционируется в качестве истребителя шестого поколения, который заменит машины предыдущих моделей в парках ВВС ФРГ и Франции.

Высокие затраты на проект привели к противоречиям французов и немцев по распределению обязательств.

Future Combat Air System (FCAS) или будущая боевая воздушная система должна быть продемонстрирована в 2025 году, а передана войскам в 2040 году. Проект выполняют такие компании как Airbus, Thales Group, Indra Sistemas и Dassault Aviation. Кроме Франции и ФРГ в них участвует Испания, а целью является создание системы, способной заменить как ударные дроны, так и боевые истребители.

У Парижа и Берлина нет на вооружении истребителей пятого поколения, только машины четвертого поколения – такие как Eurofighter и Rafale. Только Россия (Су-57), США (F-22 и F-35) и Китай (J-20) располагают истребителями пятого поколения.

Париж и Берлин в 2017 году подписали межправительственное соглашение с целью создать истребитель шестого поколения, под которым обычно понимают беспилотный аппарат, сочетающий функции фронтового истребителя и беспилотника.

Передовое оружие стоит колоссальных денег

«Истребителем шестого поколения обычно называют машину, которая должна будет решать боевые задачи без человека. Такого истребителя ни у кого нет: в нем должен присутствовать искусственный интеллект, но непонятно, как им управлять», - заключает Литовкин.

В России также ведутся аналогичные работы, у нас собираются создать подобный истребитель на базе Су-57.

«У французов и немцев есть хороший истребитель Eurofighter, способный нести даже атомные бомбы. Самолет неплох, но прогресс остановить нельзя, тем более для создания истребителя шестого поколения требуется лет десять», - констатирует Литовкин.

Много споров идет даже по истребителю пятого поколения: такие машины являются сверхдорогими, а в их целесообразности сомневаются даже американцы. F-22 и F-35 во многом не превосходят передовые машины четвертого поколения, но обходятся намного дороже.

США потратили десятки миллиардов долларов на разработку F-22 и F-35, чтобы затем покупать их за сотни миллионов долларов за единицу.

Любой новый истребитель – это шаг вперед, но он требует огромных издержек. Мы это видим на примере Су-57.

«При разговоре о таких машинах как американские F-22 и F-35 и российский Су-57 сразу возникает вопрос, а с кем с помощью них воевать? Вероятность войны ведущих военных держав сохраняется – ее отрицать нельзя, но практически она невероятна. Подобный военный конфликт грозит уничтожением человеческой цивилизации, а для военных операций типа американских, когда борьба ведется с экономически ослабленными странами третьего мира, данного истребителя не требуется», - резюмирует Литовкин.

Однако такие проекты придется развивать несмотря на издержки. При разработке истребителей шестого поколения будет создана не только машина, но и новые материалы и технологии, которые будут применены как в военном деле, так и в экономике.

Многое зависит от перспектив европейской армии

Европейцам хватит технологий для реализации этого проекта, но он потребует огромных вложений. Известно, что Франция и особенно ФРГ не горят желанием вкладывать много денег в развитие национальных армий, что вызывает постоянную критику США.

Проект истребителя шестого поколения появился в рамках идеи Эммануэля Макрона о создании европейской армии, про которую в Евросоюзе не вспоминают хотя в Европе продолжают действовать совместные программы по разработке вооружений.

Ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что перспективы проекта зависят от будущей европейской политики.

«Франко-германская кооперация в сфере ВПК насчитывает не одно десятилетие, существует немало совместно разработанных образцов вооружений. В Германии этим занимаются Reinmetall и военные дивизионы Daimler AG. Крупнейшим успехом стал Eurofighter, который должен был сменить как французские «Миражи», так и бундесверовские «Торнадо», - заключает Камкин.

На бумаге существует множество совместных проектов, но все упирается в финансирование и связанные с ним вопросы.

«Логика проекта европейской армии означает создания собственных вооружений, тем более они имеют экспортный потенциал. Европейцы рассчитывают завоевать мировые рынки и подвинуть там США, Россию и Китай», - констатирует Камкин.

Данная политика ФРГ и Франции не нравится американцам, которые хотят удержать европейцев в своих натовских контрактах.

«Германия и Франция остаются лидерами европейского ВПК по номенклатуре вооружений и технологическим возможностям, но говорить о перспективах истребителя шестого поколения непросто», - резюмирует Камкин.

Непонятно, как будут развиваться отношения ЕС с НАТО, и будет ли сделан шаг в создании европейской армии.