Загадки русского «Альтиуса»: Запутался даже противник
Министерство обороны заключило контракт на поставку установочной партии разведывательно-ударных беспилотников «Альтиус», говорится в материалах итоговой коллегии Министерства промышленности и торговли Татарстана.
«В рамках реализации государственного контракта по ОКР «Альтуис-РУ» по разработке БЛА обособленным подразделением № 2 АО «Уральский завод гражданской авиации» УЗГА в Казани успешно проведена защита и закрытие этапа «Технический проект». Подписан государственный контракт на изготовление и поставку установочной партии БЛА».
Объем и финансовое выражение контракта не сообщается. Поставки должны начаться в этом году.
Эта новость, безусловно, радует. Потому что в России закрыта вся линейка ударных беспилотников. Есть легкий «Орион» со взлетной массой в 1 тонну, разработанный питерской компанией «Кронштадт». Есть тяжелый 25-тонный «Охотник», созданный в ОКБ Сухого и работающий в связке с Су-57. И теперь вот появился ударный беспилотник средней весовой категории.
Не радует то, что «Альтиус» создала совсем другая компания, а не та, которая фигурирует в жизнерадостном документе министерства Татарстана. Но об этом чуть позже.
Если бы не было «Охотника», то «Альтиус» вполне можно было бы считать тяжелым. Его пустой вес – 3 тонны, максимальная взлетная масса – 5 тонн.
Размах крыла – 28,5 м. Длина – 11,6 м. Крейсерская скорость – 250 км/ч. Дальность полета – 10 тыс. км. Максимальная продолжительность полета – 48 ч. Потолок – 12 000 м.
Аппарат в автономном полете использует элементы искусственного интеллекта. То есть он самостоятельно отрабатывает введенную в его память программу полета, не полагаясь на помощь наземного оператора. Разумеется, главным навигационным органом «Альтиуса» является инерционная система управления с коррекцией по сигналу ГЛОНАСС.
О том же, как эта машина будет находить цели для бомбометания, находясь за 5 тыс. км от базы, связь с которой на таком расстоянии в реальном масштабе времени весьма проблематична, ничего не говорится. Так что остается предположить, что в режиме полной автономности, то есть далеко от «дома», он сможет решать только разведывательные задачи, как это делает американский стратегический разведывательный дрон RQ-4 Global Hawk.
Определенное сходство между этими двумя машинами есть, но для идентичности надо умножить массу и скорость «Альтиуса» на два. Но при сопоставлении их возможностей возникает существенный вопрос. Как удалось российским конструкторам довести продолжительность полета до 48 часов, в то время как у RQ-4, у которого баки с топливом повместительнее, она равна всего лишь 36 часам? Парадокс.
Непонятно и утверждение о самостоятельном обстреле цели без участия человека. Даже в наземной роботизированной технике разрешение о применение оружия выдает оператор.
О вооружении «Альтиуса» ходят различные слухи, поверить в истинность которых непросто. Они основываются на вброшенной год назад фразе: «журналисты «Известий» предположили, что это будет бомба «Гром»».
Так вот, из-за того, что полезная нагрузка «Альтиуса» лежит в пределах тонны, то запихнуть в него две бомбы «Гром», каждая из которых весит 600 кг, будет крайне непросто. Правда, «Гром» - это не один авиационный боеприпас, а модульное семейство. В него входят две планирующие бомбы массой 500 и 600 кг с дальностью полета до 65 км, и одна ракета массой 600 кг с дальностью до 120 км.
Есть и еще одно ограничение: стандартную дальность полета планирующих бомб можно обеспечить лишь в том, случае, если бомбометание производится при скорости летательного аппарата не ниже 500 км.
Конечно, на «Альтиусе» можно использовать и «Гром», но его применение окажется крайне неэффективным. Логично предположить, что на этом беспилотнике будут «прописаны» 50-килограммовые планирующие и свободнопадающие бомбы, а также ракеты, которые используются на дроне «Орион».
Беспилотник в рамках ОКР «Альтаир» начали создавать в 2011 году в Казани, в ОКБ имени М.П. Симонова. Первый полет состоялся в 2016 году. По результатам испытаний первого опытного образца началась достаточно серьезная коррекция конструкции. Спустя два года, когда ОКБ проводило испытания нового опытного образца, внезапно арестовывают генерального директора предприятия Александра Гомзина, обвинив его в нецелевом расходовании бюджетных средств, выделяемых на ОКР «Альтаир». Однако через некоторое время Гомзин был освобожден в связи с «отсутствием улик». Похоже, это была акция психологического воздействия.
Потом Гомзина арестовали во второй раз, поскольку давление не сработало. Гомзин не намерен был отдавать случайным людям, ловцам левых прибылей, предприятие ОПК с 80-летней историей. Тем более что предприятие накопило громадный опыт в создании беспилотных летательных аппаратов. Именно таковыми были летающие мишени на базе МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и других серийных самолетов, выпускавшихся в советский период.
Еженедельник «Наша версия», проведя расследование, написал, что все это напоминало рейдерский захват.
Перед первым арестом гендиректора ОКБ проводило летные испытания опытного образца, которые должны были перейти в фазу государственных испытаний. Все шло нормально. Однако заказчик, Министерство обороны, в одностороннем порядке разорвал контракт.
Минобороны потребовало, чтобы ОКБ передало все наработки по «Альтаиру» казанскому филиалу Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), филиалу, основанному незадолго до того, как началось выкручивание рук гендиректору ОКБ им. Симонова. И это при том, что УЗГА не имеет никакого опыта разработки летательных аппаратов. Самая «интеллектуальная деятельность» - производство израильского беспилотника по лицензии и на основе израильских технологий.
В конце концов, симоновцев дожали. Все, включая рабочие опытные образцы, было передано в декабре 2019 года.
Прошло всего лишь полгода, и нам сообщают, что уже не только готов опытный образец уже «другого» беспилотника – не «Альтаир», а «Альтиус-У», - он уже совершил первый полет. И к концу года прошел все необходимые испытания.
Непонятно, насколько это другой беспилотник. Но ясно, что если бы филиал УЗГА не переманил (перекупил) определенное количество конструкторов ОКБ, то не смогли бы провести даже испытания.
Непонятно и то, насколько приблизился долгожданный беспилотник к армии. Не к Министерству обороны, роль которого в этом деле весьма загадочна, а к конкретным авиационным полкам и дивизиям. Потому что победные реляции порой оказываются пустым звуком.
Так, дважды сообщалось о том, что шасси для «Ярсов» с мотор-колесами приняты на вооружение РВСН. Но несколько таких машин, проходящих опытную эксплуатацию, признаны не соответствующими техническим требованиям.