Отечественные вертолеты – рекордсмены
На российских вертолетах установлены десятки мировых рекордов, многие из которых остаются непревзойденными и по сей день. В Московском авиационном центре эксплуатируется несколько типов воздушных судов, в том числе самый большой в мире серийно выпускаемый вертолёт Ми-26Т. История создания этих винтокрылых машин началась в конце 1947 года в конструкторском бюро, возглавляемом доктором технических наук Михаилом Милем. В 1948 году впервые поднялся в воздух вертолет Ми-1, с которого началось советское вертолетостроение. В 1952 г. был запущен в серийное производство вертолет Ми-4, на котором установлено несколько мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета. В то время он превосходил по грузоподъемности большие серийные американские вертолеты и, по общему признанию специалистов, был одним из самых надежных вертолетов. В 1957 г. совершил свой первый полет вертолет Ми-6, на котором был преодолен рубеж скорости в 320 км/ч, долгое время остававшейся пределом для винтокрылых машин. На его базе был создан гигантский летающий кран Ми-10, который поднимал груз весом 25 т на высоту 2800 м. Очередным достижением в создании вертолетов конструкторским бюро, работавшим под руководством Миля, явился сверхгигант В-12 (Ми-12), поднявший груз весом почти 45 тонн на высоту более двух километров. В-12 начал свою жизнь в небе с сенсаций: на нем было установлено сразу семь мировых рекордов. В мире нет сейчас вертолета, который по своим характеристикам может сколько-нибудь приблизиться к советской машине. Его крейсерская скорость 240 километров в час, максимальный взлетный вес 105 тонн. Высота вертолета – двенадцать с половиной метров, что сопоставимо с четырехэтажным домом. В 1977 году впервые в воздух поднялся Ми-26, крупнейший в мире серийно выпускаемый транспортный вертолет. Этот винтокрылый гигант по длине превышает самолет Boeing-737. Винты Ми-26 покрывают площадь более 800 кв. метров. Его максимальная взлетная масса равняется 56 тоннам. Внутри машины могут разместиться 82 десантника с вооружением, а в санитарном варианте – 60 носилок с пострадавшими. Рекордная грузоподъемность этого вертолета дала возможность использовать его в самых необычных ситуациях. Например, Ми-26 использовался для транспортировки 20-тонной глыбы льда с погибшим 20 тысяч лет назад мамонтом. Кроме того, вертолет-тяжеловес неоднократно перевозил авиатехнику, в том числе своих «собратьев» Ми-10 и Ми-6. Проводились подобные операции и за рубежом – Ми-26 транспортировал потерпевшие аварии 11-тонные американские вертолеты CH-47 Chinook. В 1983 году выпущена гражданская версия вертолета Ми-26Т, именно такой транспортный вертолет работает в ГКУ «Московский авиационный центр» с момента основания учреждения в 2003 году. В одном из рекордов принял участие командир 1 звена 1 эскадрильи летного отряда Московского авиационного центра Артур Шелешков. За штурвалом Ми-26 он поднял в воздух лучших парашютистов страны. «В 2008 году наши спортсмены построили в воздухе, во время свободного падения, фигуру из 135 человек, – вспоминает Артур. – Работали мы тогда двумя машинами, на предельной для Ми-26 высоте – 6500 метров. Полет в паре на такой высоте и на минимальном расстоянии друг от друга, сам по себе уже является серьезным авиационным достижением! На такой высоте, как правило, приходится применять кислородное оборудование, но для себя я решил взять эту высоту без использования кислородной маски – она лежала рядом. Вот так – парашютисты испытали свои возможности, а я – свои». Сегодня вертолёты активно используются как средство транспорта и связи в труднодоступных районах страны, для ледовой и геологической разведки, в сельском хозяйстве, для обслуживания экспедиций и рыболовного флота, при погрузке и разгрузке судов, несут в портах и гаванях лоцманскую и диспетчерскую службу. Широкое применение вертолеты нашли при спасения людей во время наводнений и при других стихийных бедствиях. В столице вертолеты Московского авиацентра используются для эвакуации пострадавших с места происшествия, в аварийно-спасательных мероприятиях, при выполнении монтажно-строительных работах, а также участвуют в ликвидации крупных пожаров.