Генконструктор предрек крах авиафирмы Антонов из-за киевских властей
Генконструктор предрек крах авиафирмы Антонов из-за киевских властей
Президент Украины Владимир Зеленский не смог остановить разрушительные процессы в военно-промышленном комплексе своей страны. Напротив, эти процессы ускорились. Вслед за Кременчугским автозаводом, Южмашем и двигателестроительной фирмой «Мотор Сич», тучи сгустились и над ведущей авиастроительной фирмой «Антонов». В конце прошлого года об этом рассказал в эфире YouTube-канала «Хвиля» экс-глава компании Александр Лось.
Лось сообщил, в частности, о планах киевских властей перепрофилировать испытательный аэродром «Гостомель» в филиал международного аэропорта «Киев» имени И.И.Сикорского («Жуляны»). С аэродрома «Гостомель» в свое время совершили первый полет все разработанные в КБ имени О.К.Антонова самолеты, включая сверхтяжелые Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан».
Если КБ и опытное производство лишат аэродрома, необходимого для тестирования новых и модернизированных самолетов, это затруднит работу конструкторского бюро и даже сделает ее невозможной.
Комментируя планы властей по отчуждению у фирмы «Антонов» аэродромной инфраструктуры, Лось сказал: «Антонов» для Украины – это и символ, и ценность. Если Украина его потеряет, как самолетостроительное предприятие, то превратится в страну третьего мира».
И с этим трудно не согласиться.
Фирма, которая носит имя прославленного советского авиаконструктора, Героя Социалистического Труда Олега Константиновича Антонова – единственное КБ на постсоветском пространстве, сохранившее после развала СССР почти в полном объеме прежний потенциал. До 2014 года на нем работало почти 3 тысячи человек. Это в разы больше, чем, к примеру, осталось на российских фирмах «Ильюшин», «Туполев» или КБ имени Яковлева.
Украинское КБ успешно развивалось, выпуская один за другим новые самолеты. КБ «Антонов» первым создало региональный пассажирский самолет Ан-148 – аналог российского не очень удачного «Сухой Суперджет 100». Производство Ан-148 было освоено на Воронежском авиазаводе. Естественно, все это было до 2014 года, когда новые киевские власти разорвали все кооперационные связи с российским авиастроением.
Вслед за этим КБ Антонова создал увеличенную и более совершенную версию Ан-158, а потом еще военно-транспортный вариант Ан-178 с грузовой рампой.
Одновременно развивалась программа турбовинтового пассажирского самолета для местных авиалиний Ан-140. Его производство было освоено в Харькове, Самаре и иранском Исфахане.
Партию Ан-140 самарской сборки заказала авиация погранслужбы ФСБ. После 2014 года проект приказал долго жить. В России пришлось срочно реанимировать старый советский проект аналога – Ил-114, который в свое время серийно строился в Ташкенте.
Помимо новых разработок, КБ имени Антонова осуществляет авторское сопровождение самолетов собственной разработки – Ан-22 «Антей», Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия».
В России эксплуатируется много самолетов этих марок. Поскольку решением киевских властей фирма «Антонов» разорвала все связи с Россией, конструкторским сопровождением самолетов разработки украинского КБ в России занимаются российская фирма «Ильюшин» и завод имени Мясищева.
Разрыв кооперационных связей с российскими фирмами отрицательно сказался на фирме «Антонов». Выпуск самолетов резко сократился. Был отправлен в отставку прежний гендиректор и генконструктор, под руководством которого были созданы все последние модели самолетов – Дмитрий Кива. После этого на предприятии сменилось несколько руководителей. Госпредприятие «Антонов» было подчинено компании «Укроборонпром», которая пережила несколько коррупционных скандалов.
Комментируя сообщение о планах киевских властей лишить фирму «Антонов» аэродрома, прежний ее руководитель, генеральный конструктор Дмитрий Кива сказал «МК»: «Ничего нового в этом нет… Продолжается разрушение фирмы, то, что было начато Яценюком (Арсений Яценюк, премьер Украины после госпереворота 2014 года) и Порошенко (Петр Порошенко, президент Украины после свержения президента Виктора Януковича)».