В ходе цифровизации могут исчезнуть пять профессий
В онлайн перешли взаимодействие с сотрудниками и клиентами, заключение соглашений, продажи. Все больше отраслей внедряют искусственный интеллект и роботов, из-за чего под угрозой исчезновения оказываются целые профессии. Как из них могут исчезнуть в отрасли товаров и услуг массового спроса, выяснили эксперты.
По подсчетам аналитиков ProPersonnel, спрос на специалистов в сфере товаров и услуг массового спроса к концу 2020 года может сократиться на 30-50 процентов. На восстановление может потребоваться несколько лет. С одной стороны, санитарные ограничения заставили владельцев бизнеса внедрять дистанционные и роботизированные форматы продаж. С другой - активная автоматизация повлияла на бэк-офис разных предприятий. Эксперты выделили пять профессий в отрасли, которые могут исчезнут в ближайшее время.
Больше других за свое будущее стоит опасаться продавцам-консультантам. Продажи переходят в онлайн, и отпадает необходимость подобрать, показать, принести, унести подходящий товар. Теперь все эти функции зависят от качества веб-сервиса, понятности и лаконичности описаний товаров на сайтах. Исчезновение продавцов-консультантов особенно затронет ретейл, продажи технически простой продукции, одежды, особенно люксовых брендов, стройматериалов, книг. Эксперты полагают, что в будущем продавцы-консультанты смогут использовать свои знания психологии потребностей покупателей в поддержке и формировании онлайн-продукта.
Еще одна профессия, исчезающая уже сейчас, - это кассир. Безналичный расчет и бесконтактная оплата значительно упростили повседневные покупки. В крупных сетевых супермаркетах автоматизированные кассы и станции самообслуживания уже стали обычным делом. То же касается и ресторанов быстрого питания. В дальнейшем автоматизированные кассы будут совершенствоваться, полагают эксперты. Например, ими можно будет управлять голосом, что особенно актуально в период пандемии. Также они научатся идентифицировать документы клиента для продажи товаров с ограничениями по возрасту.
В кризис актуальной для многих компаний задачей стала оптимизация издержек, и одним из вариантов стала замена специалистов с рутинными и повторяющимися операциями. Этот тренд затронул бухгалтеров и финансистов начального уровня, для замены которых достаточно внедрить более совершенное программное обеспечение и электронный документооборот. Уменьшению спроса способствует и совершенствование механизмов госуслуг и взаимодействия с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и другими ведомствами.
Развитие дистанционных продаж приведет к исчезновению или сокращению числа менеджеров по продажам. Прежде всего это затронет сферу услуг: туризм, недвижимость, консалтинг, образование. Удаленная связь с клиентом через видеоконференции, презентация продукта онлайн, в том числе с использованием технологий 3D-моделирования, виртуальной и дополненной реальности, использование онлайн-оплаты позволяют заметно сэкономить время эффективных менеджеров по продажам, увеличив поток клиентов.
В более долгосрочной перспективе менеджеров по продажам полностью вытеснят технологии искусственного интеллекта и обработки больших данных. Эти инструменты будут лучше анализировать потребности клиентов и выявлять реальных покупателей.
Сокращения ожидают и операторов колл-центров. Основная причина - роботизация их труда и развитие онлайн-продаж. Уже сегодня роботы применяются для обзвона в ходе маркетинговых, социологических исследований, в простых рекламных кампаниях. Со временем роботы будут становиться умнее и смогут заменять операторов колл-центра в сопровождении и обслуживании постоянных клиентов.
- Под угрозой специалисты с ограниченным и механистичным функционалом, чья работа легко поддается автоматизации. В таких условиях HR-менеджерам нужно менять подходы к поиску и развитию сотрудников с новыми компетенциями и новой клиентоориентированностью. При этом имеющихся специалистов нужно будет переобучать и адаптировать к новым технологиям, к взаимодействию с машинами и роботами, - отметила основатель агентства ProPersonnel Татьяна Долякова.