The Drive (США): возобновляется производство самых мощных в мире реактивных двигателей для новых российских бомбардировщиков

Вчера в воздух поднялся стратегический бомбардировщик Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности, на котором установлен новый двигатель. Это важная веха в российской программе по возобновлению производства ракетоносца из эпохи холодной войны. Поскольку фотографий бомбардировщика с новым двигателем пока нет, мы не можем определить, какой именно Ту-160 был им оснащен, и все ли четыре турбореактивных двигателя на нем заменили.

The Drive (США): возобновляется производство самых мощных в мире реактивных двигателей для новых российских бомбардировщиков
© ИноСМИ

«Объединенная авиастроительная корпорация», которая сейчас отвечает за производство Ту-160, объявила, что прошедший «глубокую модернизацию» Ту-160М совершил первый полет с новыми двигателями НК-32-02 серийного производства, взлетев 3 ноября 2020 года с аэродрома Казанского авиационного производственного объединения, находящегося на юго-западе России. Полет продолжался 2 часа 20 минут, и экипаж под командованием летчика-испытателя Анри Наскидянца поднял его на высоту 6 000 метров.

Российское государственное информационное агентство «РИА Новости» сообщило, что полет прошел нормально, и что на самолете «установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, модернизированная система управления, радиолокационная станция и комплекс радиоэлектронного противодействия».

Deeply modernized Tu-160M ​​missile bomber has succesfully performed its maiden flight with new serial engines NK-32-02 at the airfield of Kazan Aviation Plant. The flight took place at an altitude of 6,000 meters and lasted 2 hours and 20 minutes. pic.twitter.com/YoSkTIU5Ie — UAC Russia (@UAC_Russia_eng) November 3, 2020

​@UAC_Russia_eng

Прошедший глубокую модернизацию бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М успешно совершил первый полет с новыми серийными двигателями НК-32-02 с аэродрома Казанского авиационного завода. Полет проходил на высоте 6 000 метров и длился 2 часа 20 минут.

Отсутствие двигателей создавало серьезные препятствия для амбициозных планов Москвы по возобновлению производства Ту-160, которое было прекращено в 1994 году, когда было построено всего 36 образцов, причем три из них — не летающие планеры для статических испытаний. После распада Советского Союза 10 машин остались на территории Украины, и их отправили на металлолом. Еще четыре бомбардировщика оставались недостроенными на сборочной линии, и строительство двух из них завершили в 1999 и 2007 годах. Сегодня в составе ВКС России имеется примерно 17 Ту-160, которые в последние годы совершают приковывающие к себе внимание полеты на большие расстояния, а также регулярно выполняют вылеты в сторону натовских границ.

В апреле 2015 года российский министр обороны Сергей Шойгу объявил о возобновлении производства Ту-160. Перед этим Самарский научно-технический комплекс имени Кузнецова получил контракт на производство турбореактивных двигателей НК-32 для этих бомбардировщиков, и сейчас занимается изготовлением усовершенствованной версии НК-32-02. Первые двигатели этого типа планировалось подготовить к испытаниям в 2016 году, и некоторые обозреватели полагали, что такие же двигатели будут устанавливаться на пока секретном российском бомбардировщике нового поколения ПАК ДА, который никто еще не видел. НК-32-02 будет устанавливаться на новых Ту-160, а также заменит старые двигатели на бомбардировщиках из первой промышленной серии.

Сообщается, что установленный на оригинальном Ту-160 НК-32 является самым мощным двигателем для боевых самолетов в мире. Его тяга на форсаже составляет 25 000 кгс.

НК-32-02 считается новым двигателем, хотя на самом деле он был создан еще в середине 1980-х годов, однако Советский Союз отказался от его производства из-за дороговизны. В число усовершенствований начальной конструкции вошли новые лопатки для компрессора и турбины, плюс более эффективная система охлаждения.

У НК-32-02 такая же мощность, как у предшественника, но у него более высокий коэффициент полезного действия, что увеличивает дальность полета бомбардировщика на 1 000 километров. В прошлом КБ «Туполев» заявляло об увеличении дальности на 13%.

Программа возобновления производства Ту-160 оказалась очень продолжительной, что неудивительно, поскольку после долгих лет простоя надо было восстановить производственную линию, организационную структуру и оснастку. В январе 2018 года российское Министерство обороны подписало контракт на 10 новых самолетов Ту-160 стоимостью 270 миллионов долларов каждый. Как сообщает «РИА Новости», первая машина для ВКС России будет передана в войска в 2021 году. Этот график пока соблюдается.

В прошлом российские ВКС заявляли, что им нужно как минимум 50 новых самолетов Ту-160М.

Программа модернизации

Одновременно с производством новых Ту-160 Россия проводит программу модернизации состоящих на вооружении бомбардировщиков этого типа, устанавливая там новые системы обеспечения боевого применения и бортовую радиоэлектронику. Поначалу состоящие на вооружении Ту-160 после модернизации должны были получить название Ту-160М, а новые самолеты — Ту-160М2. Но потом решили, что оба варианта будут называться Ту-160М.

Так что первыми новые двигатели НК-32-02 получат не новые Ту-160, а те, что проходят модернизацию, либо опытные образцы новых самолетов, которые делают на базе двух недостроенных фюзеляжей из первой промышленной серии.

Один из этих самолетов построен как Ту-160М. Возможно, он будет использоваться как опытный образец при строительстве новых бомбардировщиков. Этот самолет был сдан в эксплуатацию в ноябре 2017 года, а летные испытания начал в январе 2018 года. Его назвали именем бывшего командующего российскими ВВС Петра Дейнекина.

Между тем, первый модернизированный Ту-160М «Игорь Сикорский» из начальной промышленной серии совершил свой первый полет в Казани в феврале 2020 года. Построили его в феврале 1989 года, и это был один из восьми Ту-160, приобретенных в 1999 году Россией на Украине, которая получила бомбардировщики после распада Советского Союза.

Полная конфигурация Ту-160М включает новую РЛС «Новелла», а также новый комплекс самозащиты и систему электронного наблюдения. У самолета новая кабина с экранной индикацией, а в состав модернизированной авионики входит комплект связного оборудования, система управления полетом и навигационный комплекс.

Россия также проводит менее глубокую модернизацию своих самолетов Ту-160 в количестве двух машин в год. Это так называемая «малая модернизация», результатом которой является Ту-160М1. Она включает цифровую модернизацию систем инерциального наведения и управления двигателями, а также вооружения.

Заместитель российского премьер-министра Юрий Борисов заявил, что ВКС страны будут эксплуатировать модернизированные Ту-160М (усовершенствованные и новые образцы) «до 2050-х, а возможно, и до 2060-х годов».

Эфемерный ПАК ДА

Ту-160 сегодня может применять не только ядерное, но и обычное оружие. Он продемонстрировал свои боевые возможности в ходе сирийской кампании. Поэтому неудивительно, что Россия хочет выжать максимум из своих сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков.

С другой стороны, сохраняющееся внимание к Ту-160, в том числе, непростую задачу по возобновлению его производства, следует рассматривать в контексте будущего самолета ПАК ДА. Эта аббревиатура расшифровывается как «перспективный авиационный комплекс дальней авиации».

Программа НИОКР ПАК ДА была начала примерно в 2009 году, то есть, до того, как было решено возобновить производство Ту-160. Это говорит о трудностях в реализации программы ПАК ДА, из-за чего приоритет был отдан испытанному и проверенному Ту-160.

У нас до сих пор нет концептуальной картинки ПАК ДА, поэтому мы понятия не имеем, как он выглядит, и какова его конструкция. Однако большинство обозревателей полагает, что это будет дозвуковой самолет с конструкцией «летающее крыло». Возможно, он будет обладать характеристиками малозаметности.

Туполевская концепция ПАК ДА была очевидно утверждена в 2013 году, после чего «Объединенная авиастроительная корпорация» получила контракт на детальное проектирование и другие контракты на разработку бортовых систем. Занимавший в то время должность командующего дальней авиацией Анатолий Жихарев в конце 2014 года заявил, что опытный образец ПАК ДА поднимется в воздух в 2019 году.

Но в 2015 году возникла идея возобновить серийное производство Ту-160, и поэтому значимость ПАК ДА несколько уменьшилась. Выступая в 2018 году с речью, заместитель премьер-министра Борисов заявил, что возобновление производства Ту-160 — это «менее рискованный путь», чем ПАК ДА. «В то же время, мы отложили ПАК ДА, чтобы набраться опыта и восстановить технологии», — добавил он. Предшественник Борисова Дмитрий Рогозин тогда же сказал, что ПАК ДА совершит свой первый полет в 2023 или в 2024 году.

Перспективы полета ПАК ДА в эти сроки кажутся нереальными, особенно в связи с тем, что сейчас все внимание приковано к модернизации Ту-160 и к возобновлению его производства. Для этого потребуется финансирование и расширение производственных мощностей казанского предприятия. Между тем, разработаны аналогичные программы модернизации стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-95МС. Из-за этого актуальность ПАК ДА снижается.

Кроме того, разработка и массовое производство современного самолета с чистого листа требует колоссальных затрат. Москва планирует закупить всего 76 истребителей нового поколения Су-57, а от других дорогостоящих программ вооружений она полностью отказалась.

Похоже, ПАК ДА предстоит долгое ожидание, однако «новый» Ту-160 станет для российских ВКС временным, но очень эффективным подспорьем.