Двигатели научно-технического прогресса. «Эффективные менеджеры» и здравый смысл

30 октября в России отмечается День инженера-механика. Праздник появился в календаре благодаря приказу главкома ВМФ от 1996 года, который таким образом стремился поощрить труд специалистов, создающих военно-морскую технику и вооружение.

Двигатели научно-технического прогресса. «Эффективные менеджеры» и здравый смысл
© Русская Планета

Однако сейчас о морском происхождении праздника редко вспоминают. День инженера-механика стал общенациональным и постепенно вытесняет очень похожий на него День машиностроителя (27 сентября).

Скорее всего, данный процесс связан с тем, что профессия инженера по функционалу в наше время стала заметно шире из-за бурного развития IT-сектора.

К тому же сейчас инженеру в промышленности необязательно находиться непосредственно на производстве или стоять у кульмана. Почти весь объём работы осуществляется в виртуальном формате с широким использованием цифровых технологий.

Самой престижной специализацией инженера является конструкторская деятельность. Работа инженера-конструктора предполагает создание новых и модернизированных изделий. Именно такие специалисты являются главным двигателем научно-технического прогресса

Представители данной профессии должны обладать нестандартным мышлением и фанатичной тягой к созданию оригинальных образцов. Конечно, полёт мысли конструктора всегда ограничивается ресурсами и массой других объективных факторов, но без порой чрезмерного стремления разработать нечто новое прогресса не бывает.

В силу универсальности и растущего количества высокотехнологичных изделий в современном мире инженер-механик является самой востребованной обществом профессией с точки зрения его экономического развития и военного строительства.

Такой вывод является аксиомой, но в России возвращение интереса к данной профессии стало происходить буквально последние 10 лет. В тучные 2000-е годы сверхпопулярными были специальности юриста и экономиста. В итоге вузы штамповали будущих безработных с высшим образованием и кандидатов в менеджеры по продажам.

Сейчас профессия инженера практически вернула утерянный ранее престиж. К тому же в России появилось множество внешкольных проектов, позволяющих подрастающему поколению развивать технические навыки и определить свою специализацию — робототехника, ракетостроение, авиация, машиностроение, строительство, дизайн, программирование.

Одной из основных проблем России является разброс в зарплатах. Инженер в гражданской промышленности, оборонном секторе или вооружённых силах, как правило, зарабатывает значительно меньше, чем сотрудник IT-компании

Такой переток мозгов существует и на Западе, но разница в доходах в нашей стране может достигать неприличных размеров. В Москве, если верить порталам по поиску работы, средняя зарплата инженера в промышленности составляет 60-80 тысяч рублей, а программиста — 120-160 тысяч. В провинции, доходы специалистов, конечно, значительно ниже, но дистанция та же.

При этом значение реального сектора во всём мире по-прежнему велико. Промышленность остаётся базисом, а все остальные сферы экономики — надстройкой. Именно уровнем развития высокотехнологичного производства определяется экономическая мощь государства. Но для это нужны кадры. Они действительно решают многое, если не всё.

В российских реалиях ситуация с инженерами усугубляется господством в промышленности так называемых «эффективных менеджеров». Руководящий состав предприятий нередко составляют люди, далёкие от индустрии и специфики отрасли, в которой они работают.

В современной России очень слабо работает вертикаль карьерного роста (от рядового работника, до инженера и руководителя), которая была принята в СССР. Нельзя сказать, что она полностью уничтожена — скорее основательно разрушена, особенно в крупных организациях

Например, с 2015 по 2018 годы «Роскосмос» возглавлял экономист по образованию Игорь Комаров. В 1990-е годы он работал топ-менеджером в кредитно-финансовых учреждениях, в 2000-е годы перешёл на работу в «Норникель», потом стал советником генерального директора «Ростеха» и занял пост руководителя «АвтоВаАЗа».

Естественно, что человек с таким профессиональным бэкграундом не имел возможности (по крайней мере, без толковых заместителей и мощной команды отраслевиков) вывести «Роскосмос» из кризиса и придать корпорации положительную динамику.

Причём и нынешний руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин (журналист по образованию) бесконечно далёк от отрасли. Возможно, именно этим объясняется его многочисленные чудачества, включая нашумевшее предложение украшать отечественные ракеты и космические аппараты узорами из народного творчества — гжелью, хохломой, федоскино. Естественно, что с приходом такого человека на пост главы «Роскосмоса» ничего кардинально поменяться не могло.

Как такое получается? Многие грешат на банальную коррупцию и раздел сфер влияния между кланами. На самом деле причина ещё и в том, что Россия унаследовала не самую лучшую западную традицию (она, кстати, не всегда соблюдается), которая заключается в том, что отраслью и предприятием может руководить эдакий специалист «широкого профиля».

Однако у западного «эффективного менеджера», как правило, есть команда из профессиональных подчинённых. В целом отрасль и государственные институты в ЕС и США функционируют автономно, и от личности руководителя зависит не так много. Работает пресловутая система сдержек и противовесов, господствует другая культура отношений в коллективе, которая не даёт самодурству начальника выйти через край

В России таких ограничительных факторов практически нет, и инженерные кадры играют второстепенную роль в принятии решений на предприятиях. В итоге «эффективные менеджеры» почти беспрепятственно продвигают свою повестку дня, которая зачастую сводится к оптимизации финансовых показателей и выписыванию себе любимым золотых парашютов.

В январе 2020 года «Военно-промышленный курьер» опубликовал материал, где рассказывается про печальные события, которые последовали после ухода из жизни в 2014 году главы ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» Виктора Ливанова.

Пришедшие на предприятие менеджеры вбухали средства в ремонт своих кабинетов и покупку премиальных автомобилей. Новые управленцы демонстрировали небывалую активность: проводили массу совещаний, строили амбициозные планы, меняли кадровый состав.

В результате они развели такой бардак, что опытные кадры, державшиеся в «Иле» едва ли не на голом энтузиазме, стали покидать предприятие. Естественно, в таких условиях забуксовала опытно-конструкторская работа, что вылилось потом в срыве сроков сдачи проектов

«Кадровая чехарда привела к утрате сложившегося за многие годы порядка, традиций и просто здравого смысла. Например, совершенно изменилось отношение к конструкторам, на которых во многом держится технологический прогресс. Его величество конструктор стал чуть ли не самым последним человеком в иерархии предприятия», — говорилось в статье.

Примечательно, что все эти негативные процессы происходили во время интеграции предприятия в «Ростех» — огромную холдинговую структуру, которая объединяет более половины оборонных предприятий России. В ней, кстати, также в основном правят бал люди, далёкие от промышленности.

Выход из положения, в котором оказались инженеры российской промышленности, напрашивается сам собой. С учётом доминирующей роли в РФ личностного фактора на подавляющее большинство руководящих должностей должны назначаться выходцы с 10-15-летним стажем работы в профильной отрасли.

Также, чтобы привести в чувство «эффективных менеджеров», имеет смысл объединить на предприятиях должности генерального конструктора и генерального директора, как это было на «Иле» при Ливанове. Сейчас в России гендиректор и генконструктор представляют собой два де-факто противоборствующих лагеря.