Цена неудачных пусков. Всё ли в порядке с «Булавой»?
Морская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-30 «Булава» считается одним из самых грозных стратегических комплексов РФ. Однако история его создания полна драматичных эпизодов, не получивших до сих пор внятных объяснений со стороны руководства страны.
Борьба двух концепций
Разработка твёрдотопливной «Булавы» стартовала в конце 1990-х годов как замена проекту перспективной жидкостной МБР Д-19УТТХ «Барк». Данная ракета пережила серию неудачных испытаний, которые послужили поводом для дискуссий о закрытии программы.
Работы над «Барком» начались в начале 1980-х годов с целью превзойти характеристики американской МБР Trident-II. За создание отечественной ракеты отвечал ГРЦ им. академика В.П. Макеева (Миасс, Челябинская область), накопивший большой опыт в проектировании жидкостных МБР.
В период с 1986 по 1992 годы специалисты успешно провели работы по проверке прочности узлов Д-19УТТХ. Однако на лётных испытаниях разработчика поджидала череда аварий.
В ноябре 1993 года на наземном стенде полигона Нёнокса (Архангельская область) произошёл преждевременный запуск двигателя отделения амортизационной ракетно-стартовой системы (АРСС). При этом двигатели 1-й ступени и 2-й ступеней сработали штатно.
Год спустя макеевцев снова постигла неудача. При старте были выявлены виброударные явления в топливном заряде 1-й ступени. Конструкторы устранили недостатки, но в ноябре 1997 года после выхода из пусковой установки сдетонировали двигатели 1-й и 2-й ступеней, и прототип МБР развалился на части
Данная катастрофа произвела большое впечатление на военных. Специалисты ГРЦ рассчитывали провести повторный запуск в июне 1998 года, но созданная при правительстве Виктора Черномырдина межведомственная комиссия постановила прекратить финансирование проекта в пользу твёрдотопливной «Булавы» Московского института теплотехники (МИТ).
Это решение по-прежнему вызывает некоторые споры, особенно на фоне множества неудачных пусков самой «Булавы». Одна из причин дискуссий заключается в том, что жидкостные МБР априори мощнее и способны нести больше полезной нагрузки.
К слову, данный тип ракеты до сегодняшнего дня используется атомными крейсерами проекта 667БДРМ «Дельфин» и проекта 667БДР «Кальмар». В их арсенал входят Р-29РМУ2 «Синева» и её модернизированный вариант Р-29РМУ2.1 «Лайнер».
Как ни странно, но макеевцы в кооперации с другими предприятиями, если верить заявленным характеристикам, смогли разработать более эффективные двигатели, хорошо защищённые боевые блоки и стойкую элементную базу. Однако на отработку всех инноваций требовалось время и ресурсы. Стоило ли из-за трёх неудач полностью сворачивать перспективный проект?
«Всё поправилось, но какой ценой»
К чести «Булавы» необходимо подчеркнуть, что она более безопасная и неприхотливая в эксплуатации, чем жидкостные собратья. Главная особенность МБР заключена в сухом старте — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой, что уменьшает вероятность обнаружения подлодки гидроакустическими комплексами противника.
Процесс испытаний «Булавы» не был ровным. В 2000-е годы после серии удачных пусков наступила череда аварий.
Все четыре бросковых испытания, проводившихся на 18-м полигоне Минобороны РФ и в Баренцевом море в 2004-2005 годах, закончились успешно. В 2005 году крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941УМ в штатном порядке запустил два прототипа твёрдотопливной МБР: один раз из надводного положения, другой раз — из-под воды.
Однако в течение следующего года произошло три неудачных старта. 7 сентября 2006 года ракета упала в воду из-за отказа 1-й ступени, 25 октября МБР отклонилась от курса через 200 секунд после старта и самоликвидировалась, 24 декабря на «Булаве» отказала 3-я ступень на первых минутах полёта
28 июля 2007 года при пуске из Белого моря разделяющиеся головные части Р-30 не смогли поразить цели на полигоне. 11 ноября 2007 года вновь произошёл отказ 1-й ступени, а 18 сентября 2008 года «Булаву» опять подвели боевые блоки. МБР ждали ещё три неудачных испытания и один отказ от пуска по причине сбоя в системе команд на выдачу полётного задания.
Перелом произошёл только в октябре 2010 года, когда разделяющиеся головные части МБР дважды успешно поразили цели на полигоне Кура на Камчатке. Правда, последующие пуски несколько раз переносились. В сентябре 2013 года полёт ракеты был прерван на второй минуте из-за сбоя в работе бортовых систем.
По данному инциденту была создана комиссия. Как сообщил в ноябре 2013 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов, причиной неудачного пуска стало нарушение технологии при производстве ракеты. Именно дефектами при сборке МБР объяснял неудачные испытания «Булавы» генеральный конструктор МИТ Юрий Соломонов.
Совсем недавно эта версия совершенно неожиданно нашла подтверждение от ещё одного источника. В октябрьском интервью «Медузе» создатель гиперзвукового блока «Авангард» Герберт Ефремов заявил, что проблема МБР заключалась в деградации качества работы специалистов, занимающихся сборкой ракет.
«…Потеряли ответственность и расслабились те производственные технологи и инженеры, которые занимались сборкой этих ракет. Потом ввели тщательный контроль, повторили кое-что в стендовой отработке, выловили там всякие нелады — и всё поправилось, но какой ценой», — сказал Ефремов
Ещё одна причина неудач — это разгромленная система военной приёмки, которую, по сути, только начал возрождать Сергей Шойгу. Все вышеуказанные явления — остаточные последствия распада СССР, когда было потеряно внимание к состоянию ракетно-космической отрасли, что привело к оттоку кадров молодого и среднего возраста.
Непоставленная точка
После 2013 года не произошло ни одного неудачного пуска «Булавы». Тем не менее, пока сложно сказать, можно ли поставить точку в драматичной истории создания этой ракеты. Новость о том, что «Булава» была принята на вооружение была опубликована на сайте ТАСС со ссылкой на источник 28 июня 2018 года, но официального подтверждения эта информация почему-то не получила.
«Программа контрольных стрельб, заданная военным ведомством, полностью и успешно выполнена, надёжность «Булавы» подтверждена, что сняло все препятствия для принятия ракеты на вооружение. Соответствующее решение принято, необходимые документы подписаны», — говорилось на сайте агентства.
Также в СМИ можно встретить сведения о том, что «Булава» якобы способна проламывать арктический лёд, вылетая из шахты. Подобная информация не соответствует действительности. Пласты льда по твёрдости можно сравнить с бетоном. В зависимости от его толщины ракета должна либо сдетонировать, либо повредить аппаратуру, отвечающую, в том числе за навигацию.
Носитель «Булавы», как и раньше, должен находить для пуска полынью, либо растапливать слой льда, а потом аккуратно проламывать его. Фантастическую задачу по пуску МБР из-под льда на сегодняшний день решить невозможно.
К недостаткам «Булавы» относят дороговизну. В то же время переход на твёрдотопливные ракеты представляется более перспективным (американцы давно это сделали) прежде всего из соображений безопасности. По этой причине отказ правительства РФ от реализации проекта «Барк» нельзя назвать неразумным решением
Тем не менее, история создания «Булавы» и ситуация с принятием (или непринятием) её на вооружение нуждается в подробном пояснении руководства страны или военных верхов, чтобы снять последние сомнения в целесообразности огромных усилий и финансовых затрат на развитие программы Р-30.