Войти в почту

О чем говорит Трамп, заявляя об оружии, о котором никто раньше не слышал

Президент США Дональд Трамп расширяет свой арсенал впечатляющих, но трудно объяснимых заявлений о растущей военной мощи США. Сначала это были самолеты-невидимки. Затем «супер-пупер» ракета. После глава Белого дома заявил о «секретном ядерном оружии». Что стоит за словами Трампа, разбиралась «Газета.Ru».

Головоломка: о каком «секретном оружии» говорит Трамп
© Газета.Ru
« Я создал ядерное оружие, я построил систему оружия, которой раньше никто не имел [в США]. <…> У нас есть вещи, о которых вы даже не слышали и не видели. У нас есть оружие, о котором [президент России] Владимир Путин и [председатель КНР] Си Цзиньпин никогда раньше не слышали. Такого нет нигде и ни у кого. То, что у нас есть, невероятно», — заявил президент США Дональд Трамп в одном из интервью журналисту Бобу Вудворду для его книги, выдержки из которой были опубликованы ранее.

Эксперты по оружию в США ломают голову над словами Дональда Трампа. Некоторые специалисты думают, что глава Белого дома, возможно, имел в виду ядерную боевую часть пониженной мощности. Это боеголовка, известная как W76-2, определенно неизвестна широкой публике, но отнюдь не из-за ее секретности или загадочности, а из-за сравнительно малой на данный момент времени известности.

Отвечая на вопрос американского репортера о разъяснении своего заявления, Трамп на прошлой неделе сказал, что не хотел бы вдаваться в детали и подробности.

«Есть системы, о которых никто не знает, включая вас, и у нас есть системы, о которых вообще не знает никто. И, честно говоря, я думаю, что мне лучше оставить это так», — сказал глава Белого дома.

Эксперт по ядерной безопасности из Фонда Карнеги за международный мир Джеймс Актон также говорил на прошлой неделе, что Дональд Трамп, возможно, имел в виду боеголовку W76-2.

Хотя существование этого боеприпаса не было секретом, о времени его поступления на оснащение вооруженных сил было объявлено заранее. Этой боеголовкой будет комплектоваться баллистическая ракета подводных лодок Trident II D-5.

Интервью Вудворда состоялось 5 декабря, примерно во время первого развертывания W76-2. О поступлении этой боевой части на вооружение не было публично объявлено до 4 февраля.

Само по себе это оружие не является революционным. Это даже не единственная боеголовка малой мощности в ядерном арсенале США, отмечает портал Militarytimes.

Однако это первое крупное добавление к стратегическим ядерным силам за последние десятилетия и отход от политики администрации Барака Обамы по уменьшению зависимости от ядерного оружия в стремлении к безъядерному миру.

Джо Байден, соперник Дональда Трампа в борьбе за Белый дом, заявил, что новое оружие является излишним, предполагая, что он может отложить принятие его на вооружение, если победит на президентских выборах в ноябре этого года.

В то же время Джеймс Актон не исключает, что Дональд Трамп, возможно, искаженно ссылался на какое-то другое оружие.

«Совершенно очевидно, что президент любит хвастаться военным потенциалом, но не всегда хорошо разбирается в деталях», — сказал он.

Не исключено, что США разрабатывают новое ядерное оружие в обстановке полнейшей секретности. Однако это кажется маловероятным по двум причинам: стоимость секретной, закрытой части бюджета будет слишком высока, и в проект будет вовлечено слишком много людей, чтобы он надолго оставался секретным.

Также возможно, что Трамп имел в виду неядерное оружие, когда расписывал его достоинства, хотя и использовал при этом слово «ядерное», пишет Militarytimes. Президент США и ранее делал экстравагантные заявления об американском оружии, иногда выходя за рамки реальности или существенно преувеличивая его характеристики. К примеру, Дональд Трамп утверждал, что истребитель F-35, построенный с использованием технологий малой радиолокационной заметности, почти невидим.

«Вы не можете его видеть, — заявил Дональд Трамп в октябре 2017 года. — Вы буквально не можете этого видеть. Трудно бороться с самолетом, которого ты не видишь».

Буквально в прошлом месяце глава Белого дома вновь охарактеризовал F-35 следующим образом:

«Стелс. Полный стелс. Вы не можете его видеть».

Однако истребитель F-35, как и другие самолеты с малой радиолокационной заметностью, такие как стратегический бомбардировщик B-2 и истребитель F-22, спроектирован так, чтобы его труднее было обнаружить с помощью радиолокационных станций, чем обычные самолеты. Но F-35 отнюдь не являются «невидимками», и военные в США никогда и не утверждали, что они полностью невидимы в радиолокационном диапазоне.

Дональд Трамп иногда упоминает о своем интересе к гиперзвуковому оружию, причем иногда без использования этого термина.

Детали о возможностях этого оружия в настоящее время, в основном, засекречены. В феврале этого года Трамп сказал: «У нас есть сверхбыстрые ракеты — огромное количество сверхбыстрых ракет. Мы называем их «сверхбыстрыми», поскольку они в четыре, пять, шесть и даже семь раз быстрее обычных ракет. Нам это нужно, потому что, опять же, они есть у России».

А в мае глава Белого дома заявил:

«У нас нет выбора, мы должны сделать это по отношению к противникам, которые у нас есть сегодня», упомянув при этом Китай и Россию. При этом Дональд Трамп добавил: «Я называю это супер-пупер ракетой».

Он сказал, что «слышал», что она летает в 17 раз быстрее, чем любая другая ракета США.

Гиперзвуковое оружие, как известно, — это ракеты, которые летают со скоростью, превышающей М — 5 (в пять раз превышает скорость звука). Большинство американских ракет, например, запускаемых с самолетов для поражения других самолетов или наземных целей, обладают скоростью от М — 1 до М — 5. Межконтинентальная баллистическая ракета Minuteman 3, которая эксплуатируется уже в течение долгих десятилетий, может достигать гиперзвуковых скоростей.

Любимый самолет-невидимка Трампа

В декабре 2019 года Дональд Трамп заявил, что пилоты F-35 с «большими и сильными» телами «выглядят лучше, чем Том Круз».

На митинге в Батл-Крике в штате Мичиган, выступая перед толпой своих сторонников, Трамп сказал, что «Мэйверик» из культовой ленты Top Gun выглядел бы гораздо слабее, если бы противостоял настоящим пилотам-истребителям F-35. Говоря о самом самолете, глава Белого дома вновь назвал его невидимым.

«Враг даже не увидит этой машины», — добавил президент США.

В это время члены конгресса США были на пути к голосованию, которое сделало бы президента Трампа третьим президентом в истории США, которому будет объявлен импичмент.

Вместо того чтобы погрузиться в резкую критику процедуры импичмента, Дональд Трамп с увлечением обсуждал захватывающие возможности F-35 Joint Strike Fighter и эстетические качества пилотов этого самолета.

«У нас есть F-35, и он невидим, и я был на одной из площадок, где его демонстрируют, и я подошел к пилотам, и, честно говоря, они выглядят лучше, чем Том Круз», — сказал президент.
«Я спросил: ребята, насколько хорош этот самолет? Они сказали: «Сэр, он великолепен». Почему? «Потому что враг его не видит». Это помогает в бою. На самом деле, это называется «супер-стелс», — так рассказывал глава Белого дома о достоинствах F-35.

Супер-пупер-ракета Трампа

Говоря о новых американских ракетах, скорее всего, президент США Дональд Трамп имел в виду гиперзвуковое оружие. Он называет подобные ракеты «суперсовременными». Гиперзвуковые крылатые ракеты (ГЗКР) летают со скоростью мили в секунду или даже быстрее, и маневрируют так, что их очень сложно обнаружить и уничтожить в полете. И именно ГЗКР лежат в основе беспокойства администрации Трампа по отношению к военным возможностям Китая и России.

На протяжении десятилетий Соединенные Штаты искали способы, чтобы заполучить гиперзвуковую крылатую ракету, способную осуществлять устойчивый и управляемый полет на подобных скоростях. Но, по мнению Militarytimes, делали это «урывками». Теперь, когда Китай и Россия, возможно, впереди в этой гонке, администрация Трампа ежегодно вкладывает миллиарды долларов в гиперзвуковые ракеты.

«Наша конечная цель просто состоит в том, чтобы доминировать на полях сражений будущего», — заявил журналистам в марте директор Пентагона по оборонным исследованиям и разработках для модернизации Марк Льюис.

Вместе с тем критики этой программы в США утверждают, что гиперзвуковое оружие мало что добавит к способности Соединенных Штатов сдерживать войну. Некоторые специалисты полагают, что ГЗКР могут только разжечь новую дестабилизирующую гонку вооружений.

«Практически по любым показателям, которые я могу озвучить, Китай определенно движется впереди нас. В значительной степени это потому, что мы сделали за них домашнее задание. Фундаментальные исследования в этой области были опубликованы США несколько лет назад, а затем мы как бы перестали использовать имеющиеся наработки, хотя Пентагон сейчас находится на пути к тому, чтобы догнать Китай и превзойти его», — заявил Марк Льюис.

Китай стремится к прорыву в области гиперзвукового оружия. Он провел ряд успешных испытаний DF-17 — баллистической ракеты средней дальности, предназначенной для запуска гиперзвуковых планирующих блоков. Согласно отчету исследовательской службы конгресса, опубликованному в марте,

аналитики из разведывательного сообщества США оценивают дальность действия ракеты DF-17 примерно от 1 600 до 2400 км. Китайское гиперзвуковое оружие может быть развернуто уже в этом году.

В декабре прошлого года Россия заявила, что ее первая гиперзвуковая ракетная установка вступила в строй. Это гиперзвуковой планирующий блок «Авангард», который, по словам Москвы, может летать со скоростью М — 27 и может совершать резкие маневры в обход противоракетной обороны.

Он был установлен на существующие межконтинентальные баллистические ракеты советского производства, а в будущем может быть размещен на более мощной межконтинентальной баллистической ракете «Сармат», которая все еще находится в стадии разработки.

Пентагон в настоящее время разрабатывает два основных типа гиперзвукового оружия. Один из них, называемый гиперзвуковым планирующим боевым блоком, запускается с баллистической ракеты. Затем он летит к цели, энергично маневрируя на высокой скорости, чтобы избежать перехвата.

Другой тип гиперзвукового оружия называют гиперзвуковой крылатой ракетой. Она запускается с истребителя или бомбардировщика, и будет приводиться в движение ГПВРД (гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель), что позволит ракете летать и маневрировать с высокими скоростями на сравнительно небольших высотах.

19 марта Пентагон провел летные испытания гиперзвукового планирующего блока на Тихоокеанском ракетном полигоне в Кауаи на Гавайских островах. В военном ведомстве США сочли испытание успешным и «важной вехой на пути минобороны США к развертыванию гиперзвуковых боевых возможностей».

Еще в 2017 году Пентагон потратил около $800 млн на программы создания гиперзвукового оружия. В следующем году эта цифра увеличилась почти вдвое, затем через год выросла до $2,4 млрд и достигла $3,4 млрд в этом году.

В бюджетном запросе администрации Белого дома на 2021 финансовый год, который еще пока еще не утвержден конгрессом США, на эти цели запрашивается уже $3,6 млрд.

Вместе с тем, хотя это и является приоритетом для расходов Пентагона, средства на разработку гиперзвукового оружия могут быть ограничены бюджетным давлением, которое ожидается в результате многомиллионных федеральных расходов в США на борьбу с пандемией коронавируса.

«По большому счету, разного рода заявления Дональда Трампа о наличии в США какого-то беспримерного и не имеющего аналогов чудо-оружия являются очевидными предвыборными шагами. Цель их заключается в том, чтобы подчеркнуть перед американским избирателем возросшую военную мощь США в годы президентства именно нынешнего главы Белого дома», — полагает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.