Ми-26 – военный вертолёт, которому нет равных
Военный вертолёт Ми-26 Он рекордсмен мира по подъёму тяжестей в своём классе. Грузоподъемность вертолета Ми-26 – 20 тонн груза, способен перевозить на расстояние до 600 км. Таким результатом не может похвастать ни один конкурент. Ближайший преследователь – американец CH-53K King Stallion (15,8 т). Правда, он появился в 2015 году, а наш герой увидел свет в далёком 1980-м. Сорок лет – тоже своего рода мировой рекорд. За всё время уже выпущено 330 машин разных модификаций. И производство будет продолжено. Что это за феномен, каковы причины такой популярности? Технические и лётные данные Вертолёт создан по классической схеме с одним большим несущим винтом и одним рулевым (вспомогательным). Фюзеляж крупный, тип – «монокок». Там размещается кабина пилотов и грузовой отсек размерами 12 х 3,2 х 3 м, а также бензобаки. Погрузочный люк сзади. Внутри можно перевезти армейский бронетранспортёр (например, БТР-80), 60 лежачих раненых или 70-80 вооруженных солдат. Есть внешняя подвеска для негабаритов. Сверху расположен двигательно-редукторный отсек с двумя силовыми установками Д-136. Сзади хвостовая балка с килем и стабилизатором. Шасси состоит из трёх стоек (одна – под корпусом и две – по бокам), а также предохранительной опоры. Характеристики вертолета Ми-26 Общая длина – 40 м Высота – 8 м Диаметр главного винта – 32 м Масса пустого – 28 т Взлётный вес (макс.) – 56 т Грузоподъёмность – 20 т Мощность двигателей (макс.) – 22800 л.с. Дальность максимальная – 800 км Дальность с грузом – 400-600 км Максимальная скорость – 290 км/ч Скорость крейсерская – 250-260 км/ч Статический потолок – 1800 м Динамический потолок –4590 м Экипаж – 4-6 чел. Все основные узлы этой модели создавались с нуля, они не имели аналогов. Потребовались масштабные лабораторные исследования. Концепция оказалась очень удачной. Использованы передовые материалы: титан, алюминий, стеклопластик, позволившие снизить вес, увеличить надёжность конструкций. Многие решения опередили своё время. История создания К 1970 году требования армии к летательным аппаратам значительно возросли. Требовался новый транспортный вертолёт с повышенной нагрузкой и радиусом действия. В конкурсе приняли участие 2 конструкторских бюро: МВЗ им.Миля и ОКБ Камова. В 1972 году разработчики представили свои проекты. Министерство обороны одобрило эскиз Марата Тищенко (завод им.Миля). Это был решающий момент. Впервые Ми-26 взлетел в 1977 году. Эксперты госкомиссии очень высоко оценили опытный образец, рекомендовали его к производству. В 1980-м успешно завершились государственные испытания. Начался серийный выпуск на Ростовском заводе. Через 5 лет состоялось официальное принятие на вооружение Советской армии. Для народного хозяйства была разработана гражданская модель Ми-26Т. От армейского собрата он отличался отсутствием бронирования и военного оборудования, вместо них ставились гражданские системы связи и навигации. Первый такой борт был получен компанией «Аэрофлот» в 1986-м. Интерес к вертолёту кроме России (СССР) проявили другие страны: Украина, Казахстан, Венесуэла, Греция, Китай Индия, Лаос, Перу. Героические будни Первые экземпляры начали свою службу с 1984 года. А в 1986-м оборудованные дополнительной защитой Ми-26 внесли весомый вклад в ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС. Обломки реактора с воздуха забрасывались бором, чтобы охладить ядерное топливо. Распылялись химические реагенты. Они связывали (склеивали) радиоактивную пыль, препятствуя её распространению в воздухе. Эти меры спасли многие жизни, предотвратили самые тяжёлые сценарии той аварии. «Двадцать шестые» снабжали советские войска в Афганистане боеприпасами, топливом, эвакуировали технику и раненых. Летали часто ночью, чтобы сократить потери от попаданий ПЗРК «Стингер». Это требовало высочайшего мастерства от экипажей. В 2002 году произошло два громких события с участием Ми-26. Одно из них – трагическое. Шла вторая чеченская война. Обстановка была напряжённой. Недалеко от Грозного ракетой, выпущенной боевиками из ПЗРК, был сбит наш вертолёт. Жертвами трагедии стали 127 человек. Второе событие – героическое. В горах Афганистана террористы из движения Талибан подбили тяжёлый американский винтокрыл CH-47 Chinook. США обратились за помощью к России. Наш «двадцать шестой» при поддержке американцев успешно справился с задачей эвакуации CH-47 на авиабазу в Баграми, преодолев 400 километров с двумя дозаправками. Русских спасателей благодарил лично президент Барак Обама. Год 2010-й. На склоне Эльбруса вынужденно сел Ми-8. И снова на помощь пришёл наш гигант. Он буквально по частям вывез эту повреждённую «восьмёрку» с высоты 4800 метров. Сложнейшая операция длилась целых полгода. Решающим стал день 27 октября 2011-го, когда со склона был спущен фюзеляж весом около 3-х тонн. А что сегодня, каковы перспективы? «Двадцать шестой» по прежнему в строю. Тушит пожары, осуществляет перевозки и спецоперации. Сейчас идут государственные испытания обновлённого Ми-26Т2В. Этот вариант оснащен инновационными бортовыми комплексами электроники (НПК90-2В) и обороны. Они позволят: сократить экипаж до 2-3 человек; автоматизировать сложные вылеты (в том числе ночные); защититься от поражений современными средствами ПВО. Испытания продлятся до 2021 года. После приёмки нового образца планируется серийный выпуск по заказу МО и МЧС. А значит, с этим легендарным гигантом ещё рано прощаться.