«Вега»: звезда российской электроники
Этот год стал юбилейным для одной из ведущих интегрированных структур оборонной промышленности – Концерна «Вега». В апреле исполнилось 15 лет с момента образования холдинга, а 1 октября отмечает свое 75-летие головное предприятие концерна. С момента основания в далеком 1944 году, Центральное конструкторское бюро № 17 занялось созданием самолетных радиолокационных систем. Впоследствии предприятие называлось Научно-исследовательский институт № 17, Московский НИИ приборостроения, а ныне – Концерн радиостроения «Вега». Сегодня «Вега», находясь в составе холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех, продолжает работы по созданию радиолокационных систем, а также производит инновационную гражданскую продукцию. Не просто КБ, а центр научных исследований Головное предприятие концерна было создано в разгар войны – 1 октября 1944 года. Центральное конструкторское бюро № 17 должно было заняться весьма актуальным на тот момент направлением – самолетной радиолокацией. Для этого на работу в ЦКБ-17 был приглашен крупнейший отечественный ученый в области антенно-фидерных устройств доктор технических наук, профессор Александр Пистолькорс. Уже в 1948 году прошел государственные испытания радиолокационный комплекс «Рубидий» для самолета Ту-4, созданный под руководством главного конструктора Якова Шапировского. Затем под руководством Виктора Тихомирова разработаны РЛС «Кадмий» и «Аргон» для бомбардировщика Ту-16, РЛС «Изумруд» для истребителя МиГ-17, а конструктор Андрей Слепушкин создает РЛС «Торий-А» для истребителя МиГ-15. Вообще история этого предприятия – это, по сути, история имен великих конструкторов. Фактически все из сотрудников ЦКБ-17 того времени стали известными учеными. И в этом во многом заслуга Александра Пистолькорса, которому удалось создать не просто передовую конструкторскую организацию, а центр научных исследований. Именно ЦКБ-17 стало местом, где рождались знаменитые научные школы XX века. Сам Александр Пистолькорс вместе со своим учеником и аспирантом Львом Бахрахом основал и длительное время возглавлял признанную Академией наук СССР научную школу «Прикладная электродинамика, теория и техника антенно-фидерных и оптоэлектронных устройств». К середине прошлого столетия антенный отдел предприятия стал крупнейшим научным центром по антенно-фидерной технике в стране, который в дальнейшем стали называть научной школой Пистолькорса-Бахраха. Знаменитые научные школы прошлого века получают свое продолжение в исследованиях последующих поколений специалистов концерна «Вега». В частности, представители школы Пистолькорса – Бахраха сегодня ведут работы в области активных фазированных антенных решеток (АФАР) и видеоимпульсных сканирующих антенных решеток (ВИСАР). Сегодняшний лидер этой научной школы – Александр Курочкин, ученик Льва Бахраха. Разноплановость научных направлений в концерне позволила сформировать совершенно уникальную научную школу – «Радиолокационные системы авиационно-космического мониторинга земной поверхности и воздушного пространства». На сегодня это единственная в стране научная школа авиационно-космического мониторинга. Ее лидером признан Владимир Верба, генеральный конструктор концерна «Вега». Среди ключевых направлений работ данной школы – радиолокаторы космического базирования, включая с антенной на базе АФАР, а также проект уникального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения. «Летающие» радары – визитная карточка «Веги» Авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) является, пожалуй, визитной карточкой «Веги». На сегодняшний день полностью создавать столь сложные комплексы могут лишь два государства – Россия и США. Комплекс ДРЛО часто называют «летающим штабом». Электронная система разведки и управления, установленная на самолете, позволяет обнаружить объекты противника на дальнем расстоянии, навести на них средства поражения или перехвата, а также выдать информацию на командные пункты. Первый советский авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения «Лиана» на самолете Ту-126 был принят на вооружение в 1965 году и эксплуатировался в течение четверти века. Антенна «Лианы» устанавливалась над фюзеляжем, и это был первый отечественный самолет с грибовидным радиолокатором. Результатом дальнейшего совершенствования систем ДРЛО стал комплекс «Шмель» на А-50, принятый на вооружение в 1985 году. Характеристики его впечатляют и сегодня: дальность обнаружения воздушных целей может достигать 650 км, а количество сопровождаемых – может доходить до 300. Самолет способен находиться в воздухе до четырех часов, а дозаправка увеличивает этот показатель почти вдвое. В 2011 году ВВС России получили первый модернизированный самолет радиолокационного дозора и наведения А-50У. Обновлению в первую очередь был подвергнут сам «Шмель», а также система цифровой обработки информации: сквозной канал цифровой обработки данных радиолокации, производительная бортовая вычислительная система и т.д. В марте этого года концерн «Вега» и ТАНТК им. Г.М. Бериева передали в эксплуатацию шестой самолет А-50У. Параллельно с модернизацией А-50 ведутся работы по созданию нового авиационного комплекса ДРЛО. Можно сказать, что А-50У является переходным вариантом к новому самолету А-100 «Премьер». В феврале этого года А-100 уже приступил к предварительным летным испытаниям. Несмотря на то, что его технические характеристики все еще остаются секретной информацией, эксперты, учитывая возможности А-50У и полное обновление борта, считают, что уровень новейшего российского комплекса ДРЛО значительно превышает как отечественные, так и зарубежные аналоги. В частности, А-100 получил полностью цифровой навигационный комплекс и цифровую систему управления со «стеклянной» кабиной, а также активную фазированную решетку производства концерна «Вега». Однако помимо улучшения тактико-технических характеристик он обладает рядом уникальных возможностей. Например, работа в скрытных режимах, повышенная устойчивость в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника, а также расширенные задачи разведки обстановки. Гражданские инновации от лидера военной электроники Успехи «Веги» в выполнении гособоронзаказа очевидны, но руководством страны перед предприятиями ОПК поставлена задача выпуска и гражданской продукции. И здесь у Концерна уже есть достижения. Сегодня предприятия, входящие в состав «Веги», выводят на рынок наукоемкую продукцию, улучшающую качество жизни людей, инфраструктуру и городскую среду. К примеру, челябинский завод «Полет» поставляет аэродромные локаторы, НИИ «Вектор» – пассивные системы защиты объектов от дронов, а ИМЦ Концерна «Вега» разработал технологии RFID, которые позволяют обеспечить точный учет посещаемости массовых мероприятий. И эти совершенно уникальные разработки не только внедрены в серийное производство, но и успешно эксплуатируются. К примеру, совсем недавно на практике доказало свою эффективность RFID-решение ИМЦ концерна «Вега». Оно было применено на форуме информационно-коммуникационных технологий Cisco Connect-2019, одном из крупнейших международных мероприятий IT-отрасли. Такая технология радиочастотной идентификации позволяет полностью автоматизировать контроль посетителей на массовых мероприятиях – время входа-выхода, контроль перемещений внутри площадки. RFID-метки встраиваются в бейдж или браслет. Устанавливается оборудование для считывания и информация передается на сервер, после чего систематизируется и анализируется. Причем такое оборудование способно идентифицировать до 1000 уникальных объектов в секунду. На форуме Cisco Connect-2019 это дало возможность собрать точную информацию о посещаемости стендов и дискуссионных площадок и по ходу форума корректировать программу. Но система может применяться и в других ситуациях – от мониторинга передвижения пациентов, персонала и медоборудования в больницах до ритейла и контроля местонахождения работников и техники на производствах. В следующем году на челябинском заводе Концерна начнется серийное производство новых аэродромных радиолокационных систем, обеспечивающих безопасное управление посадкой самолетов. Новое оборудование позволит с высокой точностью определять отклонение воздушного судна от заданной траектории снижения и передавать информацию экипажу и наземным службам. Это стало возможным, в частности, за счет применения системы активных фазированных антенных решеток вместо привычного вращающегося локатора. Среди последних гражданских новинок Концерна – лазерная рефракционная система OLIMP, производимая Рыбинским заводом приборостроения. Она предназначена для избавления пациентов от близорукости, дальнозоркости, астигматизма. Комплекс позволяет осуществлять офтальмологические операции более эффективным и щадящим способом. Ультрафиолетовое излучение комплекса с длиной волны 213 нм полностью поглощается роговицей, не проникая во внутренние отделы глаза. Передовая хирургическая система OLIMP уже успешно проводит операции в целом ряде российских клиник. Особо необходимо отметить, что аналогичные системы предлагаются только производителями из Германии и Австралии. Однако характеристики их аппаратуры ниже, а стоимость – как минимум вчетверо выше. Развитие Концерна «Вега», его традиции и преемственность научных поколений отвечают современным вызовам и позволяют решать самые актуальные задачи, как для оборонного комплекса России, так и отечественной экономики в целом.