Ставка на беспилотники: Беларусь представила новейшие образцы авиапромышленности

В конце августа в подмосковном Жуковском по традиции состоялся очередной международный авиакосмический салон МАКС. Свою продукцию на масштабной выставке представили и белорусские предприятия. Среди них можно выделить 558‑й авиаремонтный завод, который привез на выставку новейшие образцы своих беспилотников. О том, чем примечательны представленные на «МАКС-2019» модели и чем еще занимается белорусское предприятие, читайте в статье независимого обозревателя Александра Ермакова. С 24 августа по 1 сентября в Жуковском проводился международный авиакосмический салон МАКС-2019. Разумеется, в первую очередь на нем выставляются российские авиастроители, особенно широко в этом году были представлены также китайские компании, но традиционно участвуют в салоне и белорусские фирмы. Центральное место на белорусской экспозиции, как и в предыдущие годы, занимало ведущее предприятие республики по ремонту/модернизации боевой авиации и производству беспилотных летательных аппаратов – 558‑й авиаремонтный завод из города Барановичи. Предприятие традиционно занимается капитальным ремонтом советской авиатехники; в его клиентах числятся как страны постсоветского пространства, так и самого дальнего зарубежья: Казахстан, Узбекистан, Конго, Индонезия и другие государства. Даже Болгария, страна НАТО, недавно отправила на ремонт в Барановичи свои штурмовики Су‑25, причем, чтобы обойти антибелорусские санкции, запрещающие контракты в оборонной области, властям Софии пришлось принимать специальные поправки в законодательство. Штурмовик Су-25. Фото: mtdata.ru Белорусское предприятие активно сотрудничает с российскими коллегами как в ходе своей деятельности, так и выполняя заказы Рособоронэкспорта и предприятий Объединенной авиастроительной корпорации. Наиболее крупным прецедентом такого сотрудничества стал контракт по ремонту, модернизации и предпродажной подготовке 18 истребителей Су‑30К, которые в конце 1990‑х годов для временного использования закупили ВВС Индии в целях обучения персонала в ожидании поставок более продвинутой модификации – Су‑30МКИ. После получения новых машин Су‑30К, как и было оговорено изначально, были возвращены поставщику, но отправились не в Россию, а в Беларусь. Так было решено удешевить предпродажную подготовку и избежать не рассчитанного на такие контракты российского налогообложения. На данный момент 12 из 18 Су‑30К прошли модернизацию в 558‑м авиаремонтном заводе и проданы в Анголу. Су-30К. Фото: ИА Оружие России / Сергей Чайковский. На подмосковной выставке в этом году первый план на стенде занимали разработки в области беспилотной авиации – перспективное направление, постепенно вытесняющее авиаремонт в работе предприятия. Это неудивительно, так как чисто физически старая техника в обозримом будущем сойдет со сцены, и строить долгосрочную бизнес-стратегию, рассчитывая только на нее, неразумно. Были представлены такие разработки, как легкие разведывательные БПЛА самолетного типа «Гриф‑К» и сверхлегкие «Бекард‑1», «Бекард‑2», «Шершень», «Москит». БПЛА «Бекард‑1» Фото: Денис Федутинов, magspace.ru. Другое направление деятельности АРЗ заключается в разработке систем радиоэлектронной борьбы. Был представлен новый облик успешно продаваемого, обычно в комплекте с модернизацией самолетов, контейнера РЭБ «Сателлит» – «Сателлит‑М2» с расширенными частотами работы, что увеличило возможности по противодействию наземным зенитно-ракетным комплексам. Сочетает два направления другая новинка: БПЛА «Кондор», оснащенный радиотехнической аппаратурой семейства «Вега» и представленный в двух вариантах: «Кондор‑1» с системой, предназначенной для обучения зенитно-ракетных расчетов, и «Кондор‑2», с модификацией, предназначенной для «вскрытия» средств ПВО противника и радиотехнической разведки. БПЛА «Кондор». Фото: mtdata.ru. Аппаратура этого семейства позволяет маленькому беспилотнику имитировать одиночную или групповую цель с крупной ЭПР («истребитель» или «бомбардировщик»), а в разведывательном варианте еще и пеленговать источники направленного на машину радиоизлучения и в режиме реального времени передавать информацию на базовую станцию для организации оперативного поражения противника. От традиционных ложных целей комплекс выгодно отличается как способностью обнаруживать противника самостоятельно, так и возможностью использовать его несколько раз, так как за счет имитации цели на расстоянии от БПЛА зенитные ракеты могут его не поразить. Один из важных вопросов ближайшего будущего, сейчас находящийся в процессе обсуждения, состоит в организации технической поддержки истребителей Су‑30СМ, первые образцы которых, предназначенные для поставки в Беларусь, уже были продемонстрированы в прошлом месяце на Иркутском авиазаводе. Однозначно разумным решением будет организация их обслуживания на месте и продолжение, таким образом, укрепления военно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства. Александр Ермаков, независимый военный обозреватель

Ставка на беспилотники: Беларусь представила новейшие образцы авиапромышленности
© Евразия Эксперт