"Танк прорыва". Почему немецкие "Тигры" боялись тяжелого ИС-2
75 лет назад, 31 октября 1943 года, постановлением Государственного комитета обороны СССР на вооружение Красной армии был принят тяжелый танк ИС-2. Один из сильнейших и самых массовых тяжелых танков Второй мировой войны, он стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне. Аббревиатура "ИС" расшифровывается как "Иосиф Сталин" — официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1943–1953 годов. Индекс 2 соответствует второй серийной модели этого семейства. Кстати, в годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 использовалось и название ИС-122 (этот индекс означал калибр основного орудия). После завершения войны машины были модернизированы и находились на вооружении советской, а затем и российской армии до 1995 года. Также танки поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооруженных конфликтах. Как появился "Иосиф Сталин" Танковые бои на Курской дуге летом 1943 года со всей очевидностью продемонстрировали необходимость догонять противника по техническим данным танков и восстанавливать паритет в бронетехнике. Новые немецкие танки "Тигр" и "Пантера" во все больших количествах применялись противником на фронте. Танки Т-34 и КВ-1С могли им противостоять только в благоприятных условиях и на коротких дистанциях боя. Для крупномасштабных наступлений Красной армии был необходим танк, способный вести с противником дуэль на дальних дистанциях. Для этих задач потребовалось создать новую боевую машину. Разработку поручили эвакуированному из Ленинграда в Челябинск Кировскому заводу (ныне Челябинский тракторный завод, ЧТЗ) и его главному конструктору Жозефу Котину. "Мы помним и чтим трудовой подвиг наших предшественников — танкоградцев, сумевших в годы войны создать на базе предприятия настоящий танковый комбинат, — говорит генеральный директор ЧТЗ (входит в корпорацию "Уралвагонзавод") Петр Переведенцев. — В Челябинске были поставлены на конвейер образцы вооружений, которые превзошли по своим характеристикам и технологичности немецкое оружие. Они выиграли грандиозную битву машин. Особая страница истории — создание тяжелых танков прорыва "ИС". Эти машины не только превзошли новейшие немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно укрепленные позиции противника". Проект танков "ИС" стал для завода возвращением утраченных позиций. До войны и в ее первый год предприятие выпускало большой серией тяжелые танки "КВ". В связи с появлением у немцев новых противотанковых средств летом 1942 года тяжелые машины стали утрачивать свои позиции. Начали проявляться их недостатки — ненадежность трансмиссии и большой вес. Облегченный танк КВ-1С прорывом не стал. Производственные мощности Кировского завода начали переориентировать на производство Т-34. Главной проблемой являлось вооружение нового тяжелого танка. Производство 107-мм пушек, считавшихся перспективными для танков до войны, в 1943-м просто не существовало. 100-мм морская зенитка была адаптирована к использованию в бронетехнике только к концу 1944 года. Поэтому первоначально танки "ИС" проектировались под гаубицу калибра 122 мм и пушку калибра 76 мм. В августе 1943 года были приняты на вооружение и немедленно запущены в серийное производство танки ИС-1. Эти боевые машины были сконструированы на базе шасси тяжелого танка "КВ" и имели 85-мм пушку, способную пробивать броню новых немецких танков на средних дистанциях боя. Однако одновременно шла разработка танка и под больший калибр. "Объект 240", или ИС-2, получил новую танковую пушку калибра 122 мм с баллистикой орудия А-19 образца 1931 года того же калибра. А-19 являлась артсистемой, не имевшей иностранных корней, полностью спроектированной в СССР. В записке на имя Сталина, поданной по итогам испытаний "Объекта 240", завершившихся 23 октября 1943 года, говорилось, что ИС-2 "способен поражать наиболее тяжелые немецкие танки с дистанции 1500–2000 м". Разумным решением также стало оснащение этих машин зенитным пулеметом калибра 12,7 мм. Кроме воздушных целей пулеметы активно использовались в городских боях в 1945 году. В декабре 1943-го из ворот цехов "Танкограда" вышли 35 экземпляров ИС-2. Однако качество изготовления машин первых серий оставляло желать лучшего. Так, первоначально танки получали орудие с поршневым затвором вместо полуавтоматического клинового, традиционного для бронетехники такого класса. Потребовалась кропотливая доводка серийного производства. Всего до мая 1945 года было изготовлено 3395 ИС-2. "Броня "Тигра" прошибалась насквозь" Одной из особенностей зимней 1943 года и весенней 1944-го кампаний было то, что Красная армия наступала в условиях технического превосходства противника. Немецкие "Тигры" и "Пантеры" превосходили по защите и вооружению танки Т-34-76 — "рабочую лошадку" танковых войск того периода. С появлением ИС-2 Красная армия получила эффективное средство борьбы с немецкими "тяжеловесами", в том числе перспективными. На ИС-2 был изжит главный недостаток танков "КВ" — ненадежная трансмиссия устаревшего образца. Также они получили планетарные механизмы поворота и отработанную коробку передач. ИС-2 могли обогнать по целине более легкие Т-34. "ИС-2 — это "танк прорыва". Он сконцентрировал в себе лучшие достоинства машин, сделанных до него, — это танки Т-34 и "КВ", самоходка СУ-152 "Зверобой". То есть у него скорость как у Т-34, а маневренность вообще была неповторимая", — рассказала ТАСС директор музея Челябинского тракторного завода Надежда Дида. Об уникальности этой машины в интервью ТАСС также говорила и директор Ленино-Снегиревского военно-исторического музея в Подмосковье, в экспозиции которого находится ИС-2, Марина Горбунова: "В официальном распоряжении немецкого командования говорилось, что ближе 1 км в радиусе ИС-2 в бой "Тигру" даже не вступать. Несмотря на то что у него лобовая броня 150, а боковая 100 мм, с 1 км она прошибалась насквозь". "ИС-2 стал ответом на немецкие "Тигры". Но все-таки первым против них стала самоходка, которая сыграла свою роль на Курской дуге. Она внесла панику в фашистские ряды, потому что пробивала их броню, — рассказывает директор музея ЧТЗ. — Почему Гитлер был так уверен в победе? Он видел, что наши танки не справляются с "Тиграми" и "Пантерами", а самоходка стала истребителем танков. Ударная сила ИС-2 была взята именно от нее". Первой операцией, в которой принимали участие ИС-2, стала Проскуровско-Черновицкая операция марта-апреля 1944 года. Уже тогда дуэли с немецкими танками велись на больших дистанциях. Танкисты жаловались, что перекрестие прицела заслоняет вражеский танк. Новые прицелы устранили этот недостаток. С точки зрения места в организационной структуре танковых войск "ИС" являлись средством качественного усиления. Ими вооружались отдельные гвардейские тяжелые танковые полки, по штату оснащавшиеся 21 машиной. К 1945 году появились тяжелые танковые бригады по 65 машин. Однако подвижные соединения Красной армии — танковые корпуса — часто получали полк "ИСов" в качестве средства усиления. Немецкий танкист-ас об "Иосифе Сталине" В одном из интервью немецкий танкист-ас времен Второй мировой войны Отто Кариус на вопрос о том, какие русские танки были наиболее опасными для "Тигров", ответил так: "Сначала тяжелые танки ИС-1 и ИС-2, потом СУ-122 и 122-мм противотанковое орудие, но все они появились позже T-34". В книге "Тигры" в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. 1941–1944" Кариус так описал свою встречу с "Иосифом Сталиным" во время танковых боев летом 1944 года под Даугавпилсом в Латвии. "Танк стоял бортом к нам рядом с гумном. Эту машину нам не доводилось прежде увидеть на северном участке фронта. Мы невольно вздрогнули, потому что танк был оснащен чрезвычайно длинной 122-мм пушкой. Это была первая танковая пушка русских с дульным тормозом, — писал он в мемуарах. — Более того, танк "Иосиф Сталин" очертаниями немного походил на наш "Королевский тигр" (Königstiger, или "Тигр-2", немецкий тяжелый танк заключительного периода войны — прим. ТАСС). Не сразу до меня дошло, что только ходовая часть типична для русских танков. Я выстрелил, и танк вспыхнул... Позднее мы посмеялись, потому что на мгновение нам показалось, что перед нами "Королевский тигр", захваченный русскими. Однако в пылу боя такие вещи иногда случаются". После проведенной атаки немецким танкистам удалось осмотреть уцелевшую советскую машину. Кариус в своей книге писал, что ее даже потом предполагалось доставить в Даугавпилс для дальнейшей транспортировки в Берлин, но "русские не оставили нам на это времени". "Живая броня" ИС-2 сыграли большую роль в боях 1944–1945 годов, особенно при штурме городов. Известно, что сам Иосиф Сталин назвал ИС-2 "победным танком", отметив, что "с этой машиной мы будем завершать войну". Так и произошло… Однако инженер-конструктор Михаил Балжи (соратник Николая Духова) сумел еще усовершенствовать эту машину, и завод выпустил танк ИС-3. Он его придумал в августе 1944 года, в декабре уже прошли испытания, и в марте 1945-го 28 машин пошли на фронт. ИС-3 стал очень успешной модернизацией "двойки". "Между башней и корпусом ИС-2 была щель, и если туда попадал "фауст-снаряд" (в то время они появились у немцев), то танк мог загореться. И инженер Балжи исправил этот недостаток, сумев спроектировать другую башню — плоскую. От нее все рикошетило... И уже ИС-3 был признан лучшей в мире машиной. Это было на параде союзных войск в сентябре 1945 года", — рассказала Дида. Ценно еще то, считает она, что до последнего дня войны люди совершенствовали танковую технику. "Они не хотели поразить, они хотели победить! И эта победа была в освобождении... Они шли освобождать Европу... Они вот подошли ко Львову и решили город брать танками, чтобы не разрушать красоту", — резюмирует директор музея. С окончанием Великой Отечественной войны производство ИС-2 было быстро свернуто. В 1960-х годах ИС-2 прошли модернизацию, улучшившую характеристики и удобство обслуживания. Однако в ядерную эру место "ИСов" было в укрепрайонах в качестве огневых точек. Формально танки этого типа были сняты с вооружения в 1995 году. Кстати, на Челябинском заводе сохранили эту технику. Коллекция исторических танков поддерживается в хорошем рабочем состоянии. "Все они сегодня на ходу и ежегодно принимают участие в парадах Победы, возглавляя колонны современной бронетехники, — говорит директор предприятия Петр Переведенцев. — Именно они вызывают самый живой интерес у зрителей. Потому что это не макеты, а "живая броня", за ней — история и слава нашего оружия". "Отдавая дань прошлому, в рамках кооперации предприятий Уралвагонзавода Челябинский тракторный завод продолжает развивать оружейные традиции, — сообщил ТАСС гендиректор УВЗ Александр Потапов. — Задачи прежние: создавать передовую технику!" Роман Азанов В материале использованы данные "ТАСС-Досье"