Войти в почту

Крутите барабан

Американская оружейная компания Remington объявила о банкротстве, признав собственную финансовую несостоятельность. Remington — старейший и один из крупнейших производителей стрелкового оружия в мире. Стволы компании стояли на вооружении Российской империи, а в годы Гражданской войны из оружия Remington «белые» убивали «красных». В наше время оружие Remington ассоциируется с перестрелками в американских школах, что и подкосило компанию. Взлет и падение культового производителя оружия — в материале «Ленты.ру».

Их оружием убивали по всему миру. Теперь они банкроты
© Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой»

Remington Outdoor Company Inc. признала собственную финансовую несостоятельность — компания пропустила выплаты по облигациям, параллельно договорившись о переговорах с кредиторами о реструктуризации долга. Компания воспользовалась статьей 11 Кодекса о банкротстве — она применяется в тех случаях, когда компания не может справиться с долговыми обязательствами, эта статья позволяет сохранить производство и работу компании. Таким образом основанный в 1816 году бренд продолжит существование, однако, вероятно, уже под началом новых владельцев.

Пушки детям не игрушки

Банкротство старейшего производителя оружия в Северной Америке ударило по репутации ярого сторонника Дональда Трампа — Стивена Файнберга. Предприниматель владеет фондом Cerberus Capital Management, который выкупил Remington в 2007 году, однако за 10 лет управления оружейной компанией довел ее до миллиардного долга, из которого компания теперь будет выкручиваться. Именно выкручиваться, так как многие крупные банки и инвестфонды отказываются помогать Remington кредитами из-за непрозрачности работы компании — о проблемах в оружейной корпорации участники рынка знали давно, однако ее масштабы, а также план выхода из кризиса Файнберг долго скрывал.

Масла в огонь подливают регулярные перестрелки в учебных заведениях США — представителям оружейника приходится отбиваться от нападок прессы и общественности, хотя американский финансовый рынок реагирует на подобные случаи весьма избирательно и гораздо спокойнее. В сложной ситуации Remington оказалась в 2012 году, когда 20-летний Адам Ланза пристрелил 20 детей в возрасте от шести до семи лет, а также шесть сотрудников начальной школы Ньютауна в Коннектикуте. Ланза был вооружен пистолетом Glock и карабином Bushmaster XM-15 (более современный аналог карабина M4), которые принадлежали его матери.

Инциденты со стрельбой в школах только подогревают интерес инвесторов к бумагам оружейников — недавняя стрельба во Флориде спровоцировала покупку акций оружейных компаний — инвесторы автоматически закупались, ожидая новых запретительных мер. Однако их не последовало, и после недолгого всплеска стоимость бумаг вернулась в норму.

Еще одним негативным фактором для Remington является зависимость от спроса на оружие и боеприпасы — последние, как правило, составляют основную долю выручки оружейных компаний. На это же пеняют и рейтинговые агентства, когда оценивают финансовые риски оружейных корпораций, стоит ли говорить, что оружейный бизнес, зависимый в основном от государственных контрактов, — ненадежная инвестиция. Капитализация оружейников во многом зависит от политического ландшафта, бывший президент США Барак Обама фактически положил крест на популярности оружия в США — последние годы продажи новых стволов в США только падают. Производители надеялись на оживление с приходом к власти лояльного к индустрии Дональд Трамп, который вместе с республиканцами в обеих палатах Конгресса обещал не вводить новых ограничений на рынке вплоть до 2021 года.

Однако оживления не произошло, ретейлеры не закупают новых винтовок и пистолетов, так как они еще не распродали собственные запасы. Не растет и доля американцев, которые владеют оружием. Согласно исследованию Северовосточного университета и Гарварда, около половины всего оружия, купленного у ретейлеров, сосредоточено на руках всего трех процентов взрослых американцев. Они подсчитали, что у таких граждан в среднем по 17 стволов на человека.

© M855GT / Wikipedia // Remington 700. Самая популярная винтовка компании

Наконец, проблемы преследовали Remington весь 2017 год. Помимо общего падения продаж на фоне снижения спроса на стрелковое оружие и патроны, компания проиграла в суде коллективный иск потребителям, которые жаловались на проблемы со спусковым механизмом у ружей компании. Из-за дефекта ружье могло выстрелить без нажатия на курок, что делало его опасным даже при соблюдении всех правил безопасности.

В итоге суд обязал Remington бесплатно заменить 7,5 миллиона спусковых механизмов. Массовый ремонт компании обойдется примерно в 12,5 миллиона долларов. На замену спусковых механизмов имели право владельцы 11 моделей ружей и одного пистолета. О наличии дефектов в ружьях Remington начали заявлять еще в 2010 году, за это время спусковые механизмы к некоторым моделям винтовок перестали выпускать, однако по решению суда компания была обязана возместить ущерб и владельцам устаревших винтовок — им компания предложила ваучер на покупку чего угодно на сумму до 12,5 доллара.

Мировой размах

Remington была основана в 1816 году Элифалетом Ремингтоном. Он верил, что сможет сделать оружие лучше, чем может купить. Во многом его навыкам поспособствовал отец-кузнец, который отправил Элифалета за комплектующими для ружей (в те времена многие кузнецы делали их самостоятельно), а заодно парень должен был подсмотреть техники и навыки производства у других мастеров. Вернувшись в 1816 году домой, отец и сын начали трудиться над собственными комплектующими для огнестрельного оружия. Осенью того же года 23-летний Ремингтон сделал свою первую винтовку с ударно-кремниевым замком. С ней же он принял участие в местных соревнованиях по стрельбе. Невзирая на то что Ремингтон занял второе место, многие восхитились его винтовкой — с поля парень уходил со списком заказов на свое детище.

Семья Ремингтонов жила в небольшой деревушке Илен, штат Нью-Йорк, здесь у них было собственное хозяйство, включая небольшую кузницу. После успеха на местном соревновании по стрельбе семье пришлось расширить производство — кузница переехала на небольшую фабрику по производству огнестрельного оружия вблизи Илена — в дальнейшем этот завод несколько раз расширялся и перестраивался — на нем до сих пор производят оружие.

Однако выстроить семейный бизнес у Ремингтона не получилось — в 1888 году семья продала компанию E. Remington & Sons предпринимателю Марцеллусу Хартли, который в период гражданской войны отвечал за поставки оружия из Европы войскам Севера. Хартли выкупил E. Remington & Sons в партнерстве с Winchester Arms Company (популярным производителем дробовиков), правда, позднее Хартли выкупил долю Winchester в Remington и переименовал компанию в Remington Arms.

В 1912 году компания объединилась с одним крупнейшим производителем патронов для стрелкового оружия — Union Metallic Cartridge Company (UMC), основав таким образом оружейный концерн полного цикла. Объединенная компания получила название Remington-UMC. Это был успешный пример синергии — компания стала основным поставщиком оружия и патронов в Первую мировую войну. Например, для Франции Remington-UMC производила винтовки Бертье, для Великобритании — винтовки Энфилд, а для имперской России — винтовки Мосина. После вхождения в Первую мировую войну США заказы и объемы производства винтовок взлетели до небывалых размеров.

Радость тогдашних топ-менеджеров оружейного концерна из-за роста спроса на оружие, патроны и комплектующие длилась недолго. Сперва подкачала Российская империя, в которой началась гражданская война, поэтому поставки оплачивались с перебоями. После Октябрьской революции ответственность за внешнеторговые соглашения, включая поставки оружия в Российскую империю, взяло на себя правительство Александра Колчака. Для войны внутри страны «белые» власти заказали в США около 245 тысяч винтовок у Remington. Оплата шла через англо-американские торговые компании и шанхайские и японские банки. Для оплаты заказов правительство брало кредиты у иностранных банков под залог царского золота, этими деньгами и оплачивались поставки оружия. После победы большевики отказались платить американцам за поставленное оружие.

Россия стала первым звоночком для руководства компании: после спрос и вовсе упал — война шла к концу. В итоге оружейный концерн оказался с заполненными винтовками складами и несуществующими рынками сбыта — Remington рисковал обанкротиться, пришлось срочно переориентироваться на гражданский рынок: компания начала производство спортивных ружей, а спасли Remington простые охотники, которые по-прежнему покупали оружие.

Патроны кончились

Проблемы Remington напоминают историю, которую почти три года назад пережил другой гигант оружейной индустрии, — компания Colt Defense — наследник Colt’s Manufacturing Company Сэмюэля Кольта, создателя легендарного револьвера. В июне 2015 года компания точно так же объявила о собственном банкротстве, так как доходы компании не позволяли ей покрыть долговую нагрузку, правда, объем задолженности у Colt был поменьше, чем у Remington — 355 миллионов долларов против миллиарда.

© Chad Rachman / AP // Colt M4

Colt также столкнулся с падением продаж, а добило компанию решение американских властей отказаться от культовой винтовки M4 в 2013 году. Компания не смогла оперативно найти рынок сбыта или предоставить американской армии альтернативу и обанкротилась. Бренд Colt в конечном итоге смог спастись — в январе 2016 года компания предоставила суду план по реструктуризации бизнеса.

Судьбу Remington же, видимо, решат держатели его долга. В заявлении компании о том, что Remington будет просить банкротства, представлен предварительный план реструктуризации. Основные кредиторы компании (держатели кредитных нот на 550 миллионов долларов) разделят между собой 82,5 процента акций Remington, еще 17,5 процента акций компании распределят между держателями облигаций Remington. Владельцам четырехлетних бондов обещают 15-процентную ставку годовых без доли в компании. При этом кредиторам предлагают выдать новый кредит в размере 100 миллионов долларов на покрытие старых долгов, это позволит Remington оставаться на плаву на период банкротства и последующей реструктуризации.