Лавина огня: как осажденный Ленинград отбивался от нацистов
Историю осажденного нацистами Ленинграда писали не только солдаты, стоявшие на передовой и грудью закрывавшие гражданских, но и рабочие тыла. Оборона Ленинграда стала одним из тяжелейших испытаний для советского народа, а также продемонстрировала изобретательность инженеров и умение противостоять противнику не числом, а умением. Броня и сталь осажденного города Героическую историю города, не сломленного натиском противника, писали не только солдаты, стоявшие на передовой и грудью закрывавшие гражданских, но и рабочие тыла. Заводы и фабрики обеспечивали защитников города оружием и боеприпасами, а также снабжали фронтовые подразделения бронетехникой. Одним из знаковых в этом отношении считается завод №371 - к началу войны на производственных мощностях предприятия выпускались самые защищенные отечественные боевые машины - танки КВ-1 и КВ-2. И хотя по большей части на мощностях заводов за время блокады Ленинграда тяжелая бронетехника проходила срочный ремонт для немедленного возвращения на боевые позиции, даже в условиях перебоев с электричеством, голода и постоянных артиллерийских и авиационных налетов противника коллективу завода удавалось строить и поставлять фронту абсолютно новые машины. «Завод №371 в условиях блокады действительно проявил чудеса военной промышленности. Даже при том, что обстрелы города и окрестностей затихали всего на несколько часов, с декабря 1941 до начала 1943 года завод сдал фронту 70 танков КВ-1», - рассказал в интервью телеканалу «Звезда» военный историк Юрий Пашолок. Большинство из построенных КВ-1 вооружались 76-мм пушкой Ф-32 - всего с этим орудием коллективом завода фронту было отправлено 24 машины. Остальные танки позднее отправлялись прямо на передовую с переработанной 76-мм пушкой ЗИС-5. Один из танков, собранных на заводе в годы блокады до сих пор стоит на «боевом посту» - машина с пушкой ЗИС-5 после войны заняла место на постаменте в Ропше. Совершенно несправедливо в большинстве случаев забывается и другой любопытный образец бронетехники, собранной в сжимаемом огненным кольцом Ленинграде. Отсутствие большого количества и хорошего качества противотанковой артиллерии вынудило защитников города прибегнуть к военно-полевой инженерии, в результате которой на свет появилась уникальная самоходная артиллерийская установка Т-26–6, построенная на базе устаревшего к началу войны танка Т-26 и полковой 76-мм пушки. Бронетехника служила защитникам города не только для «тушения пожаров» на наиболее опасных участках фронта. Наряду с артиллерийскими полукапонирами АПК-1 «Слон» на Сестрорецком рубеже применялись и не совсем типичные для боевых действий конструкции. Одним из стационарных средств обороны было артиллерийское огневое сооружение с бронебашней от танка КВ. Артбатарея 22-го Укрепленного района с башней от танка представляла собой монументальное сооружение - укрытая чугунным «саркофагом» башня не только выглядела устрашающе, но и «плевалась» снарядами. Гром орудий Оборона Ленинграда не только обнажила проблемы в управлении войсками вермахта, но и продемонстрировала противнику неординарные способы решения обычных проблем, связанных с проведением оборонительных операций. Одним из наиболее сильных потрясений для командования вермахта стало боевое применение линкора «Марат» («Петропавловск»), успевшего повоевать еще в Первой мировой войне. С огневой мощью «Марата» напрямую связан любопытный факт - за уничтожение линкора, сорвавшего несколько серьезных наступательных операций, немецким офицерам и солдатам были обещаны внеочередные «железные кресты». Вооружение корабля было под стать эпохе - 12 орудий калибра 305-мм в четырех башнях под управлением системы Гейслера и вспомогательная артиллерия калибром 120-мм обрушивали на противника настоящую лавину огня. Большие потери гитлеровцев от огня орудий «Марата» объяснялись не только могуществом 305-мм снарядов, оставлявших на месте попадания воронку диаметром в несколько десятков метров, но и боевой выучкой экипажа - задолго до нападения Германии на Советский Союз члены команды линкора упражнялась в стрельбе на максимальные дальности днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, включая сильное волнение моря и туман. Впервые огневую мощь «Марата» гитлеровские войска ощутили на себе уже 9 сентября 1941 года. Стремительное наступление на Ленинград и планы по захвату промышленных районов заставили части и соединения вермахта подойти вплотную к городским окраинам. Снаряды массой под 400 килограммов долетали до остановившихся на перегруппировку немцев с расстояния в 35-40 километров. Могучий корабль практически сразу стал «целью номер два». Гитлеровские войска, бросив на уничтожение стоявшего в Морском канале линкора не менее 30 самолетов, едва не добились успеха - уже к 16 сентября корпус корабля насчитывал не менее 15 попаданий артиллерийских снарядов и выдержал «приземление» трех тяжелых немецких авиабомб, частично нарушивших работу 120-мм артиллерии. «Тяжелая длинноствольная артиллерия делала свое дело. Сколько точно единиц техники было уничтожено огнем орудий, не посчитали до сих пор, однако полного залпа хватало, чтобы задержать или даже остановить несколько волн наступления и лишить противника значительной части техники», - рассказал в интервью телеканалу «Звезда» военный историк Сергей Иванов. Для устранения повреждений к 18 сентября линкор встал на ремонт у стенки Усть-Рогатки в Кронштадте. Спокойной работы по восстановлению корабля не получилось - спустя сутки после пролета самолета-разведчика над гаванью Кронштадта на пришвартованный у причальной стенки линкор обрушился ливень из немецких авиабомб. После пяти дней безуспешных авианалетов для уничтожения «Марата» люфтваффе были доставлены специальные авиабомбы, масса которых составляла 1000 килограммов. 21 сентября после попадания одной из таких авиабомб корабль был серьезно поврежден - несмотря на усилия экипажа по борьбе за спасение линкора Балтийского флота, корабль постепенно «набрал» забортной воды и лег на грунт. Однако радость командиров люфтваффе и вермахта была недолгой - спустя месяц корабль был поднят с мелководья, вода откачана и помещения осушены, а третья и четвертая орудийные башни снова начали обстреливать нацистов, обступающих Ленинград со всех сторон. Еще через год в порядок была приведена и вторая башня - итоговый расчет плавучей батареи составил девять орудий калибра 305-мм. Тяжелые орудия линкора «Марат» вели обстрел наступающего противника вплоть до завершения операции «Искра», а сам факт длительного боевого применения морских орудий против наземных войск вошел в учебники в качестве уникального примера боевой выучки и практического применения военной науки. Эхо войны Многие из образцов оружия удалось сберечь и для будущих поколений. Памятник в Орше, музеи «Сестрорецкий рубеж» и «Прорыв блокады Ленинграда» бережно хранят память о Великой Отечественной войне. Один из новейших музеев - панорама «Прорыв» в Кировске олицетворяет собой новый принципиально иной подход к изучению истории блокады Ленинграда и войны в целом. Внимание основателей исторического центра к деталям поражает - в отличие от классических музейных экспонатов, лежащих за стеклом, трехмерную панораму «Прорыв» можно в прямом смысле слова ощутить на себе. В центре 700-метровой экспозиции расположена уникальная трехмерная диорама, посещение которой вряд ли оставит равнодушными даже самых придирчивых и внимательных к деталям историков. Разрывы снарядов, танки, «парящий» в воздухе немецкий истребитель в натуральную величину и проход к диораме, стилизованный под окопы с колючей проволокой, - все это создавалось с чрезвычайной точностью и соблюдением исторических особенностей битвы. Все экспонаты соединяются в единую композицию - убитый немецкий солдат со «съехавшей» набок каской и выронивший из рук пулемет после смертельного ранения, рукопашная схватка красноармейца и солдата вермахта - все это выглядит так, словно хороший исторический фильм поставлен на паузу для изучения всех деталей. Для усиления ощущений от просмотра экспонатов создатели музея добавили звуковое и световое оформление - с помощью акустической системы создается эффект присутствия вражеских солдат на поле боя, рева авиационных двигателей и лязга танковых гусениц. Историки отмечают, что за такими экспозициями будущее - у посетителей не только появился уникальный шанс узнать и увидеть, какой была одна из величайших битв в истории Великой Отечественной, но и изучить каждую ее деталь в отдельности.