От «Голиафа» до «шарика ярости»: ТОП самых уникальных взрывных устройств
Привычное вооружение часто принимает необычные формы. Мины и другие устройства для подрыва и уничтожения техники, объектов и солдат противника совершенствовались на протяжении десятилетий и становятся все опаснее. «Голиаф» Вторая Мировая Война подарила миру немало уникального вооружения. Противотанковое оружие и средства для уничтожения объектов противника не стали исключением - массовое применение танков и другой бронетехники на фронтах заставило специалистов по обе стороны конфликта приступить к разработке наиболее эффективного и безопасного вооружения. И хотя первая «наземная торпеда» была испытана еще в ходе Первой Мировой, немецкие инженеры в начале сороковых подошли к вопросу управляемых самоходных мин наиболее обстоятельно. Для скрытого и безопасного поражения танков противника был разработан специальный самоходный боеприпас «Голиаф» - танкетка на гусеничном ходу. Управляемый из окопа «снаряд» при должной сноровке сулил огромные перспективы инженерным и мотострелковым подразделениям - в зависимости от модификации устройства во внутренний отсек закладывалось от 75 до 100 килограммов взрывчатки. Такого количества хватало, чтобы уничтожить даже самый защищенный танк, не говоря уже о подрыве моста или переправы. Правда и недостатков у такого вооружения было предостаточно. Самой важной проблемой была стоимость производства. Первые самоходные мины «Голиаф» стоили по 1000 рейхсмарок, а более современные и более быстрые, оснащенные бензиновыми двигателями, стоили в производстве по 3000 рейхсмарок. Боевое применение этих мин нельзя назвать успешным - емкости двух батарей хватало лишь на пять-семь минут, а «загнать» мину под движущийся танк в условия плотного огня противника оказалось практически невозможно. Единственным стопроцентным шансом для оператора уничтожить танк становились случаи, когда машина уже была обездвижена. При этом доставка «Голиафа» и его подготовка к развертыванию оказались настоящей головной болью для сухопутных войск - доставка, подключение питания и загрузка взрывчатки требовали участия трех человек. Похожие эксперименты проводили и в СССР - после начала Великой Отечественной небольшой серией производилась ЭТ-1-627 - самоходная управляемая по проводу мина, или точнее, платформа для размещения взрывчатки. Несмотря на энтузиазм разработчиков и стремление увеличить массу взрывчатого вещества до 500-600 килограммов, немецкие самоходные мины, равно как и советские, массового применения не нашли - производство такого оружия оказалось более сложным и медленным, чем сборка обычных противотанковых, закладываемых на определенную глубину, взрывных устройств, а масса максимально удобного для использования заряда составляла всего 100 килограммов. Из того, что было Устройства для гарантированного выведения техники противника из строя в некоторых странах начали разрабатывать еще до начала Второй Мировой. Главным требованием при создании такой взрывчатки была простота изготовления, благодаря которой в случае необходимости можно было наладить ее массовый выпуск. Одними из тех, кто добился наибольшего успеха в этом направлении, стали британские специалисты - служащие управления специальных операций. С началом полномасштабных боевых действий в Европе британские «взрывники» пришли к выводу, что необходимо не только эксперименитировать с типом заряда и его массой, но и способом доставки до цели. Ряд опытов с конструкцией показал, что наибольший эффект взрывчатка дает в том случае, если заряд плотно закреплен на корпусе бронемашины. Правда добиться идеального «прилипания» к железному корпусу было непросто - выбранная для этой задачи каучуковая смесь даже при небольшой влажности предательски срывалась с поверхности. В процессе поиска идеального состава создатели «липкой мины» выяснили, что наиболее вязкой и эффективной смесью является так называемый «птичий клей» - субстанция на основе канифоли, желтоватого смолистого вещества, прилипающего практически к любым поверхностям. Конструкция с простым взрывателем мгновенного действия «намертво» крепилась практически к любым поверхностям и позволяла за считанные секунды произвести подрыв любой техники. Устройство понравилось даже премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю - именно британский политик в 1940 году отдал распоряжение на массовое производство «липких мин». Всего, по разным оценкам, до 1943 года вместо запланированного миллиона единиц в Великобритании было произведено, без малого, 2,5 миллиона таких устройств. «Шарик ярости» На определенном этапе развития мин и приспособлений для уничтожения живой силы противника стало понятно, что задержать войска и затруднить продвижение на определенных участках можно лишь с помощью массового минирования больших площадей. Ручной способ закладки взрывных устройств для быстрого площадного минирования уже не подходил. На помощь подразделениям сухопутных войск пришла авиация - специальный контейнер, смонтированный на вертолет, позволял проводить быстрое минирование местности без явных признаков инженерной подготовки. Советская противопехотная мина ПОМ-1 является наиболее интересным образцом с точки зрения конструкции - «упакованное» в контейнер для дистанционного минирования устройство весила всего 750 граммов и в «нераскрытом» состоянии больше напоминала теннисный мяч. Кроме того, что ПОМ-1 оказалась наиболее простой в установке и наиболее эффективной при подрыве среди мин подобного типа и мощности, возникла неожиданная сложность - обезвреживать такое устройство оказалось крайне тяжело. «В отличие от множества других противопехотных мин первая версия ПОМ-1 оказалась, фактически, одноразовой - извлекаемость устройства со стограммовым зарядом тротила была сложна. Но до обнаружения ее нужно было еще обнаружить - и в этом случае вероятность подрыва увеличиливалась многократно - стоило задеть «раскрытое» устройство и пиши пропало. Эту проблему позднее решили установкой самоликвидатора, который взрывает мину через определенный интервал времени», - рассказал в интервью телеканалу «Звезда» бывший сотрудник отряда разминирования МВД Олег Бондарев. ПОМ-1 считалась наиболее совершенной и опасной противопехотной миной - за один боевой вылет снаряженный специальным контейнером вертолет мог выставить «заграждение» из 928 смертоносных боеприпасов. Снаряд для вертолета Кроме подрыва танков и зданий, а так же уничтожения солдат противника, специалисты озаботились выводом из строя авиационной техники. В конце 90-х для этих целей российскими специалистами была разработана ПВМ - уникальная противовертолетная мина, отличительной чертой которой стала способность поражать низколетящую авиацию. Точные характеристики изделия неизвестны, однако эксперты отмечают, что срок службы ПВМ-1 после развертывания может составлять до нескольких месяцев. Поражающий элемент мины «наводится» на цель с помощью комбинированной (аккустические датчики + инфракрасное наведение) системы. «Типовые» цели могут распознаваться с расстояния в несколько тысяч метров, а на высотах до 100 метров ПВМ-1 может эффективно поражает вертолеты и другие летательные аппараты. Такое устройство эксперты называют идеальным инструментом для диверсионных операций - установленные рядом с аэродромом мины при грамотном размещении в буквальном смысле могут парализовать боевую работу целой эскадрильи армейской авиации. Бомба в стекле Эксперименты с корпусами мин часто приводили инженеров к неожиданным решениям. Помимо деревянных коробок, затруднявших обнаружение металлоискателями, в погоне за наиболее простым и надежным «телом» для взрывчатки в конце немецкие специалисты под занавес Второй Мировой разработали взрывное устройство в стеклянном корпусе. Немецкие противопехотные мины Glasmine 43 начали применяться сухопутными войсками весной 1944 года. Серьезный кризис, ударивший по немецкой военной промышленности и острая потребность в оборонительном вооружении заставили немецких инженеров решить проблему крайне нестандартным способом. Под стеклянным корпусом мины располагалась тротиловая или мелинитовая шашка - обнаружение такого устройства обычными армейскими миноискателями был практически невозможен - стекло частично экранировало металлический рычажный взрыватель, и место закладки устройства, зачастую, обнаруживали лишь после наезда автомобиля или нажима ногой пехотинца. Несмотря на массовый выпуск стеклянных корпусов для мины, передовые инженерные части и соединения Вермахта зачастую получали вместо боеприпасов стеклобой - хрупкий корпус требовал особо бережного отношения и поездку в армейских грузовиках такие мины, зачастую, могли не пережить. Неоднозначное решение привело к тому, большая часть корпусов для мин и взрывчатка так и не были собраны во взрывное устройство - из почти 11 миллионов комплектов, 10 миллионов остались лежать на складах. Истребитель танков Большинство противотанковых мин нажимного типа приводились в действие под тяжестью многотонной боевой машины. Однако специалисты советского завода №627 после анализ повреждений бронетехники противника в ходе Великой Отечественной войны решили изменить не только тип поражающих элементов, но и способ поражения корпуса. Согласно опубликованным документам об испытаниях ТПМ-627, кумулятивное воздействие мины на бронекорпуса разной толщины вызывало не только поражение ключевых механизмов любого из существующих танков противника, но и зачастую, приводило к возгоранию, после которого восстановить боевую машину не представлялось возможным. Одна из первых советских «прыгающих» мин приводилась в действие под днищем танка, пробивая машину в наименее защищенные участки. Удачная конструкция и надежный способ размещения боеприпаса в грунте позволили сэкономить на взрывчатке - вместо нескольких килограммов масса заряда составляла всего 360 граммов. «В отличие от обычных противотанковых мин такие устройства поражали не только органы управления, но и экипаж. По сути, сменой типа взрывного устройства удалось повысить эффективность противотанковых заграждений», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» Виктор Борисов. Эксперты отмечают, что противотанковые и противопехотные мины, несмотря на почтенный возраст и несложную конструкцию, будут использоваться даже тогда, когда пилотируемая бронетехника и люди перестанут присутствовать на поле боя - все изменения в уже существующих устройствах будут лишь незначительно скорректированы под другие цели.