Ребёнок поёт фальшиво: можно ли развить музыкальный слух
Если ребёнок не попадает в ноты и не может повторить мелодию даже самой простой песни, про него говорят: «Нет слуха» или ещё обиднее — «Медведь на ухо наступил». Часто родитель в этом случае считает, что учить малыша музыке бесполезно. Но безнадёжна ли на самом деле такая ситуация или слух всё-таки может проявиться? Об этом нам рассказал музыкальный педагог.
Каким бывает музыкальный слух
Под понятием «музыкальный слух» подразумевается умение человека слышать и различать мелодии с их ритмом, повторять их голосом или на музыкальном инструменте.
Человек, у которого есть слух, может легко узнать известную ему мелодию по короткому фрагменту, определить, выше или ниже звучит последующая нота, а также заметить, если кто-то другой поёт или играет фальшиво.
В этом процессе участвуют сложные слуховые механизмы.
Слух бывает:
- мелодический (умение слушать и слышать мелодию);
- ритмический (умение чувствовать и повторять ритм);
- гармонический (слышать произведение целиком, с его аккордами, понимать, как ноты сочетаются друг с другом);
- тембровый (умение различать окрас звука и интонации — например, звуки инструментов, голоса окружающих людей и т. д.).
Обычно работа над развитием музыкального слуха проводится в комплексе. Иначе ребёнок сможет повторить мелодию, но споёт её в неправильном ритме либо, например, не сможет отличить звук одного инструмента от другого.
Почему у одних слух с рождения, а у других — нет
Один ребёнок с самого юного возраста, даже не занимаясь музыкой, способен повторить и мелодию, и ритм услышанной песенки. Другой может спеть только мелодию, а с ритмом проблемы.
Но бывает и так, что малышу всё это не под силу: он пытается повторить знакомый мотив, но получается совсем не то.
Однако это вовсе не значит, что ребёнку не дано иметь слух. Если он будет заниматься музыкой, слух появится.
Как показывает опыт педагогов, подкреплённый наукой, музыкальный слух у человека есть всегда, просто у некоторых он может «спать», и его нужно пробудить.
Почему у одних детей слух и вообще способности к музыке проявляются сами по себе и сразу, а кому-то нужно их пробудить? По мнению учёных, это может быть связано с генетикой.
Почему важно развивать музыкальный слух
На что влияет развитие слуха:
- оно улучшает память;
- усиливает слуховое восприятие;
- развивает речь;
- ускоряет общее когнитивное развитие.
«Особенно полезно развивать музыкальный слух у детей, у которых есть проблемы с речью. Повторение попевок и ритмических упражнений приводит к тому, что ребёнок начинает быстрее и правильнее говорить».
Ольга Казаковапреподаватель эстрадно-джазового пения, музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ им. В.С. Калинникова
Как «пробудить» музыкальный слух
- Слушание. Включайте ребёнку самую разную музыку, но не слишком сложную, в соответствии с его возрастом. Педагог на первых порах советует не брать ремиксы известных песен, обработки. Лучше ставить маленькие фрагменты оригинальных композиций.
- Пение. В развитии слуха это обязательно. Если ребёнок только слушает музыку, но не пытается повторять её сам, голосом, особого прогресса не будет.
- Игровые методики. Услышать музыку, понять и правильно воспроизвести, а также научиться различать разные жанры легче через игру.
- Пособия по развитию слуха. Сейчас продаётся огромное количество такой литературы: в пособиях есть и маленькие попевки, и упражнения.
- Занятия с профессионалом. Запишите ребёнка в музыкальную студию, развивающий центр или школу искусств. Также можно обратиться к частному педагогу.
- Регулярность. Развивайте слух постоянно. Дома используйте то, что есть под рукой. «Прохлопай, простучи, повтори, возьми игрушку, карандаш, пенал» — всё это помогает в дальнейшем.
«Начинайте с ритмов, потом переходите на простые мелодические попевочки. Позже можно включать джазовые попевки, распевки», — советует Ольга Казакова.
- Творческий подход. Предлагайте ребёнку вместе досочинить понравившуюся мелодию или придумать свою.
В каком возрасте начинать развивать слух у ребёнка
Слушание музыки нужно начинать с самого раннего возраста, отмечает педагог. Уже на первом году жизни — в 3, 4, 7 месяцев — ребёнок готов к обучению, развитию и восприятию музыки.
«Включайте малышу музыку разных жанров, с разным ритмическим рисунком — можно ставить даже джазовые фрагменты. Вспомним о том, что все детские погремушки, трещотки человечество придумало неспроста. Всё это для того, чтобы мы развивались, слушали, слышали, воспроизводили», — говорит Ольга Казакова.
Если ребёнок занимается музыкой с педагогом, учитель управляет процессом, направляет, а родитель репетирует с малышом и отрабатывает материал. При командной работе «ребёнок — педагог — родитель» развитие слуха идёт успешнее.
«Занимаясь, можно увлечь и ребёнка, и взрослого — и слух "проснётся" у обоих. Бывает, что родитель потом говорит: "Как же так? Мне же медведь на ухо наступил!" Да нет, не наступил — прошёл мимо, а вы просто развиваетесь вместе со своим ребёнком», — шутит Ольга Казакова.
Если ребёнку уже исполнилось 5 лет, то лучше проконсультироваться с преподавателем музыки, прежде чем записывать его в школу или студию. Сделать это можно в любом детском центре или детской школе искусств.
Дело в том, что одним детям больше подойдут индивидуальные уроки, а у кого-то процесс пойдёт быстрее в коллективе. Занимаясь в группе, такой ребёнок будет тянуться за другими. На консультации педагог подскажет, какой вариант подойдёт именно для вашего ребёнка.
Главное в развитии музыкального слуха — это регулярность. Если ребёнок будет делать большие перерывы в занятиях, у него пропадёт к ним интерес.
Если ребёнок долго болеет и не может петь, давайте ему просто слушать музыку, просите повторить ритм — например, во время обеда простучать мелодию ложками.
Как поддержать юного музыканта на первых порах
Если ребёнок поёт фальшиво, если у него не получается правильно повторить ритм или мелодию, он может комплексовать. Особенно если другие дети или взрослые обращают на это внимание. Задача родителя — поддержать его.
«Есть огромное количество примеров, когда дети изначально, казалось бы, не "слышат" музыку и ничего не могут, но потом показывают потрясающие результаты. Главное, не сдаваться, идти вперёд — и всё получится», — советует Ольга Казакова.
Советы родителям:
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Не говорите ему: «А вот тот мальчик классно поёт». Ваш ребёнок тоже классный, просто нужно немного работы — и он станет таким же музыкальным, а может быть, и лучше.
- Не ругайте ребёнка, не говорите ему: «У тебя ничего не получается». Напротив, подбадривайте: «У тебя всё получится, ты можешь», «Ты талантливый».
- Объясните ребёнку, что его музыкальный слух пока «спит», но, если регулярно заниматься (слушать музыку, петь, повторять ритмические рисунки), слух проснётся.
Главное
Если ребёнок поёт фальшиво, это не значит, что у него нет слуха и заниматься музыкой бесполезно. Биологически музыкальный слух заложен у каждого человека, просто некоторым детям нужно потрудиться, чтобы его пробудить. Чем раньше малыш начнёт слушать разнообразную музыку и пытаться повторять мелодию и ритм, чем регулярнее будут занятия, чем больше взрослый будет его поддерживать, тем быстрее слух разовьётся.