Они появляются из ниоткуда и мгновенно засоряют речь школьников. Словно назойливые прилипалы, слова-паразиты следуют по пятам за детьми самого разного возраста. Откуда берутся «как там», «типа», «короче» и другие «пришельцы», почему от них так сложно избавиться и какие эффективные методики помогут их победить — рассказала психолог.
Слова-паразиты существовали во все времена, однако в последние годы их популярность у школьников начала просто зашкаливать. Они внедряются в речь детей незаметно и, словно вредители, начинают разрушать красоту речевых конструкций.
«Каких только сравнительных определений не услышишь о школьных словах-паразитах! Это и лингвистические "костыли для мозга", пока тот ищет, куда бы ему "приткнуться". И "непрошеные гости", приходящие в разговор без приглашения. Для родителей это "речевой вирус" с высокой степенью "заразности". Для самих же школьников — "спасательный круг" в океане неловкого молчания».
Ирина Ширяеваучитель-логопед Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки
Филологи утверждают, что в языке никогда не бывает ничего лишнего и слова-паразиты — это особая прослойка лексики. Однако психологи считают иначе. По словам Ирины Ширяевой, существует несколько главных причин, по которым современные дети стали чаще использовать в разговоре «э-э-э», «короче», «типа», «то что», «как там» и другой словесный мусор.
Мозг современных детей привык к контенту с характерной фрагментарностью, быстрой сменой образов и поверхностным восприятием: TikTok-клипы, короткие ролики. Внимание постоянно переключается. А если нужно самому быстро собрать мысли в красивую фразу, слова-паразиты заполняют паузу, пока ребёнок думает, что сказать дальше. Их можно сравнить с индикатором загрузки. Фразы «ну», «типа» и «это самое» дают время мозгу, пока он «грузит» следующую мысль. Это не лень, а особенность работы в новых условиях многозадачности. Если сказать нечего, а молчать неловко, «ваще», «кароч» и «типа того» создают иллюзию активной умственной деятельности.
Для подростка быть своим в компании критически важно. Речь — пропуск в круг сверстников. Если в их среде принято говорить «кринж» или «буквально» через слово, ребёнок будет это повторять, потому что он «в теме» и принадлежит к своей группе. А вставки «понимаешь» и «знаешь» в каждое предложение — своеобразное приглашение собеседника в «типа» свой внутренний мир, которое делает его, «короче», соучастником. Таким образом, эти слова — социальный маркер, сигнализирующий: «Я свой!» Их использование снижает социальную тревожность и помогает вписаться в коллектив.
Раньше эталоном красивой речи были книги, где каждая фраза выверена и гармонична. Однако размывание наших представлений о норме случилось уже давно. Дети чаще смотрят стримы и видео, где речь спонтанная, живая и полна слов-паразитов. Для них это новая норма. Если любимый блогер говорит с частыми «э-э-э», ребёнок-школьник воспринимает это как естественный и «крутой» стиль общения.
Засилье слов-паразитов в речи ребёнка не повод для родителей опускать руки. Напротив, с такими «захватчиками» важно и нужно бороться, чтобы помочь школьнику сформировать красивую и грамотную речь, научиться распознавать вредные словесные конструкции и не пропускать их в свой лексикон.
Чтобы избавиться от слов-паразитов, Ирина Ширяева рекомендует родителям:
Обсуждайте фильмы, новости, задавайте открытые вопросы, на которые нельзя просто ответить «да» или «нет», просите пересказать текст. Это тренирует навык формулировать мысли спокойно и развёрнуто, без спешки. Объясните, что уверенные в себе люди не боятся молчать, собираясь с мыслями. Пауза вместо «э-э-э» делает речь весомее и заставляет окружающих внимательнее слушать. Это «крутой» навык для будущих презентаций и споров.
Это может быть театральная студия, курсы ораторского мастерства, научный кружок. Успех в такой среде повысит самооценку.
Когда ловите ребёнка на «короче», предложите сами пару альтернатив: «В общем...», «Если кратко...», «Квинтэссенция в том...».
Докажите, что грамотная речь — это не занудство, а инструмент, который поможет произвести отличное впечатление (например, при устройстве летом на подработку).
Это должны быть люди, которые говорят ярко, современно и без слов-паразитов, например стендап-комики, научпоп-блогеры с чёткой речью.
Ирина Ширяева: «Всегда работает правило "Один на один". Не исправляйте ребёнка при друзьях — это смертельный провал для его репутации. Все замечания — только с глазу на глаз, в формате "между нами", с уважением к его личности и пространству. Дома должно быть "безопасное речевое пространство": не перебивайте и не поправляйте укоряющим тоном в разгар рассказа».
В корректной и приемлемой для вашей семьи форме возможна аудиозапись речи для осознания и анализа, а также «штрафы» и «награды» за «полдня без слов-паразитов».
Замечательно, если ребёнок имеет возможность отрепетировать заранее с вашей помощью своё предстоящее выступление по проекту, презентации.
Также психолог советует родителям следить за собственной речью. К счастью, эта сфера поддаётся развитию всю нашу жизнь.
Ирина Ширяева: «Главный посыл: вы не боретесь с друзьями своих детей, вы даёте внутренний стержень и инструменты выбора, как говорить в разных ситуациях».
Важно понимать, что порой проблема может быть глубже, чем просто плохой пример в школе.
Иногда резкое повышенное количество слов-паразитов у школьника может быть компенсаторным механизмом при:
В таких случаях необходима помощь специалистов, предупреждает Ирина Ширяева.
А вот увеличение слов-паразитов в речи ребёнка в связи с недоразвитием речи — это комплексная проблема, находящаяся на стыке лингвистики и психологии.
Ирина Ширяева: «У детей с речевыми нарушениями использование слов-паразитов может быть также особенно усилено такими психологическими особенностями, как неуверенность в себе, нервозность и потребность в поддержке. Но ключевой объективной причиной является ограниченный словарный запас и низкий уровень речевой культуры. Большинство лингвистов сходятся во мнении, что привычка заполнять речь "паразитами" напрямую связана с бедностью лексикона и неумением быстро подбирать точные слова для оформления своих мыслей».
Также у детей с недоразвитием речи часто нарушен процесс быстрого и точного построения «моторных» команд для артикуляции. Слова-паразиты (типа «э-э-э», «ну-у-у») возникают в моменты, когда речевой аппарат уже «запущен», ребёнок начал говорить, но моторная программа для следующего смыслового слова ещё не готова. С точки зрения нейролингвистики эти слова являются маркерами «сбоя» на этапе перехода от смысла к артикуляции.
Ирина Ширяева советует взять на заметку несколько эффективных практических шагов.
Главный принцип борьбы со словами-паразитами — работать не против привычки, а формировать новую, более сильную и красивую речевую стратегию. Не менее важно родителям следить и за собственной речью. К счастью, это та сфера, которая поддаётся развитию всю нашу жизнь.