Суд обязал УЗ выплатить миллиардные долги Донецкой железной дороги
"По решению Большой палаты Верховного суда АО "Укрзализниця" признано правопреемником, в частности, ГП "Донецкая железная дорога" с даты государственной регистрации АО - 21 октября 2015", - уточняют в сообщении. В компании утверждают, что это решение угрожает национальной безопасности Украины и стабильной работе железной дороги. В УЗ считают, что такая позиция суда ставит контрагентов предприятий и учреждений ж/д транспорта, в том числе, расположенных на временно оккупированной территории и территории проведения антитеррористической операции, в более выгодные условия в рамках судебных процессов. В компании утверждают, не смогут обоснованно доказать или опровергнуть требования предприятий из-за отсутствия каких-либо первичных документов, поскольку вся информация и документы с началом антитеррористической операции остались у ДЖД и структурных подразделений на временно неконтролируемых Украиной территориях. "Более того, такое решение Верховного суда по факту означает, что Укрзализниця будет обязана погасить все долги ГП "Донецкая железная дорога", не получив при этом от последнего никакого имущества в уставный капитал", - подчеркивают в УЗ. В компании уточняют, что на временно неподконтрольных Украине территориях Луганской и Донецкой областей находится более 20 000 грузовых вагонов Укрзализницы, почти 6000 вагонов других собственников, почти 6000 пассажирских вагонов и более 300 локомотивов. По приблизительным подсчетам УЗ, сумма финансовых обязательств ДЖД перед кредиторами превышает 6,5 млрд грн, среди которых предприятия собственности субъектов резидентства России, в том числе Сбербанк - на сумму 3,5 млрд грн, ВТБ Банк - 1,2 млрд грн и другие. В Укрзализницы напоминают, что предоставленные этими структурами кредиты ДЖД использовала на приобретение и обновление основных средств, которые с началом вооруженного конфликта на Востоке Украины остались на неподконтрольных территориях. Укрзализниця подчеркивает, что такое решение ставит под угрозу финансовое состояние и стабильность функционирования общества, поскольку погашение такой значительной суммы долга без фактического получения активов ДЖД может привести к дестабилизации платежной ситуации компании, которая и так является сложной из-за эпидемии COVID-19. Укрзализниця просит президента и органы государственной власти вмешаться в ситуацию и принять меры для защиты прав и интересов компании и не допустить несправедливого и незаконного обращения взыскания на активы и денежные средства компании, в частности путем инициирования соответствующих законодательных изменений. Впервые в Украине ввели мораторий на взыскание средств со счетов УЗ в 2016 году. Мораторий позволил компании не выплачивать кредитные долги, взятые Донецкой железной дорогой, в размере около 4 млрд грн российским банкам. 1 января 2019 года президент Петр Порошенко подписал закон, который запрещает взимать активы Укрзализницы из-за долгов донецкого филиала. До этого Укрзализниця по решению суда погасила задолженность перед Первым украинским международным банком (ПУМБ) Рината Ахметова на 780 млн грн по кредиту, взятому донецким филиалом кредиту. Таскомбанк Сергея Тигипко также пытался взыскать с УЗ 134,4 млн грн как с правопреемника кредитных долгов ДЖД. Судебные спор прошел через несколько инстанций.