Войти в почту

Украина против Эрмитажа: жаль, что под венцом не видно головы!

Одна немецкая принцесса, волею судеб ставшая российской императрицей Екатериной Великой, всю жизнь жаловалась на безденежье. И всю жизнь несытым взглядом рыскала по Европе: «что бы еще купить для моего музея!». Для своего Эрмитажа!!! И «торговые агенты» у нее были не из последних: сам Дени Дидро. Ведь именно с его подачи и в результате его посредничества в Эрмитаже оказалась «коллекция Крозата», блестящее собрание картин, которую более полувека собирал великий французский меценат и коллекционер Пьер Крозат: «Мадонна младенцем и бородатым Иосифом» Рафаэля, «Данаи» Тициана и Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, четыре Веронезе, двенадцать Рубенсов, семь ван Дейков, три Ватто, восемь Рембрандтов, пять Пуссенов — даже этот краткий список впечатляет, правда? И заплатила Екатерина за коллекцию 460 тысяч ливров. Это пять тысяч унций золота! Сто пятьдесят килограмм… Усилия Екатерины и ее преемников не пропали втуне. Какими бы трагичными для Эрмитажа не были некоторые годы в его истории (особенно массовая распродажа 1920-х годов), но и сейчас этот музей достойно входит в число величайших собраний Европы, наряду с Британским музеем, парижским Лувром или берлинским Пергамоном. Один украинский комик, ухмылкой судьбы ставший президентом своей страны, судя по всему, решил оградить «свой народ» от тлетворного влияния на только России, но и Рафаэля, Джордане, Веронезе, etc. 14 мая Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение «О применении, отмене и внесении изменений в персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» и президент Зеленский, не утруждая себя сомнениями, подписал соответствующий Указ. Под украинские санкции на этот раз попали более 1200 человек и 468 компаний. И Бог бы с ними, с большинством персоналий и юридических лиц! Это вполне ожидаемая «политическая разборка» и особого экономического ущерба российскому бизнесу не нанесет, поскольку он уже давно ушел с украинского рынка. Что до ущерба украинским интересам — то это даже не новость: потеря рынков (что сбыта, что услуг) у нас это уже давно национальный вид спорта. Даже санкции в отношении российских ВУЗов (МГУ, Тульский педуниверситет) где-то можно обосновать: все-таки ВУЗы всегда являются латентным средством пропаганды. Но присутствие в списке научно-экспозиционных центров России — это понять невозможно. Таких как «Русское географическое общество» (№123 списка), «Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» (№ 133), «Институт археологии РАН» (№134), «Институт истории материальной культуры РАН» (№ 135), «Институт востоковедения РАН» (№ 136). И уж, конечно, «Государственный Эрмитаж» (№ 132). Чего хочет добиться президент Зеленский и те умники из его окружения, которые продвигали этот список? Собственно, сами санкции в Эрмитаже или Институте востоковедения даже не заметят. Их, этих санкций, шесть: 1. блокирования активов — временное ограничение права человека пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом; 2. предотвращение вывода капитала за пределы Украины; 3. приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств; 4. аннулирование или приостановления лицензий и других разрешений; 5. прекращение культурных обменов, научного сотрудничества, образовательных и спортивных контактов; 6. аннулирование официальных визитов, заседаний, переговоров по вопросам заключения договоров или соглашений. Активов, капиталов и обязательств в Украине у того же Эрмитажа уже давно нет. А в отношении всего остального вопрос — кто больше пострадает. Потому что Эрмитаж — это музейный и научный центр мирового уровня, подобного которому в Украине, к сожалению, нет. То есть украинским эстетам придется обойтись без Рафаэля, Ватто и 365-ти залов эрмитажных экспозиций. Это во-первых. И для любого украинского исследователя получить командировку в Питер, «поработать в фондах Эрмитажа» — это всегда было «за счастье». Или провести совместное исследование с «эрмитажником». Или схлестнуться с ним в дискуссии. Разрыв таких научных связей неизбежно приведет к девальвации качества украинских исследований. Это, во-вторых. Во-третьих, Украина сознательно отказывается от части своей истории. Потому что в копилке знаний российских центров есть и значительный взнос выходцев из Украины. Давайте не забывать, что Московский университет назван именем «спудея» Киево-Могилянской Академии, который вошел в историю мировой науки с книгами Смотрицкого и Магницкого в руках. А какие могучие выходцы из Украины стояли у колыбели Русского Географического Общества! Статистик Пётр Иванович Кеппен, геодезист Михаил Павлович Вронченко. И уж, конечно, наш «козак Луганский», Владимир Иванович Даль. Так что. Их тоже «под санкции»? Ну, а в-четвертых, глубоко личное. По образованию и образу мыслей я археолог. И знаю, что у археологии, как и у чеховской таблицы умножения «нет национальности». «Культурному слою» все равно, кто его раскапывает: он хранит артефакты наших предков. Взять, к примеру, античную археологию. Хотя количество древнегреческих памятников на территории Украины более, чес скудно, в XIX—XX веках у нас была создана мощная научная школа. Жемчужину античной археологии, древнегреческий город Ольвию, начал исследовать голландец Петр Сухтелен, продолжил российский граф Алексей Уваров, а наибольший вклад в ее изучение внесли ленинградец Борис Фармаковский и киевлянин Лазарь Славин. Санкционировать память можно как угодно, но и в новейшую историю изучения этого памятника имена «москвичей» и «питерцев» вошли прочно и навсегда — Александр Карасев, Елена Леви, Ярослав Доманский, два Юрия Виноградова, Константин Марченко и многие другие. Как и имена одесситов Петра Карышковского или Эммануил Диамант или киевлян Сергея Крыжицкого и Валентины Крапивиной. И да простят меня те беззаветные и многочисленные «фанаты античности», которых я не упомянул! И те, которых я изучал, и те, у которых учился, и те, с которыми «врезался в слой», «двигал отвалы» и пил вино. Трудно предположить, что такой «разрыв связей» осуществляется ЗЕкомандой по незнанию или глупости. В этом их упрекнуть сложно: все-таки их метода перехвата власти на протестных «антипорошенковских настроениях» достойна и восхищения, и изучения. Но то, как пользуется этой властью новая политическая элита вызывает только один вопрос: да ладно, ребята, неужели вы сами это придумали? Или это, все-таки, давление «внешних управителей» Украины, которые прекрасно знают, что если отнять у народов совместную историю, то народы очень быстро можно превратить в грызущиеся волчьи стаи? Но тогда искренне жаль президента Украины. Он поднял из пыли валявшийся там венец хозяина Украины, напялил его себе на темечко и… … превратился в персонаж одного из арабских рубаи, приписываемых еще доисламской эпохе: Страшась жены, страшась друзей, страшась людской молвы, Страшась назвать кривой ствол дерева кривым, Ты все твердишь, что ты венец Творенья! КАК ЖАЛЬ, ЧТО ПОД ВЕНЦОМ НЕ ВИДНО ГОЛОВЫ!

Украина против Эрмитажа: жаль, что под венцом не видно головы!
© ИА Regnum