Закон о концессии, импорт электроэнергии из РФ. Главное в экономике Украины с 28 сентября по 4 октября

Украина возобновила импорт электроэнергии из России В первый день октября Украина возобновила коммерческий импорт электроэнергии из Российской Федерации. По данным НЭК «Укрэнерго», импорт ровным графиком мощностью 100 МВт осуществляло ООО «Юнайтед Энерджи». Со слов руководителя энергетического комитета Верховной Рады Андрея Геруса, электричество продавалась на рынке «на сутки вперед», что предусмотрено редакцией профильного закона образца 2017 года. Всего пять украинских компаний выкупили доступ к 1,1 ГВт пропускной способности сетей для импорта электроэнергии из России в октябре: «Юнайтед Энерджи» (имеет контракты на поставку энергоресурсов предприятиям Игоря Коломойского и братьев Суркисов), «Д.Трейдинг» (ДТЭК Рината Ахметова), «ТАС Энергия Украины» Сергея Тигипко, «Де Трейдинг « («Донбассэнерго» Максима Ефимова), «ЭРУ Трейдинг» Ярослава Мудрого и Дейла Перри. Восстановление поставок электроэнергии на Украину подтвердил и российский оператор экспорта и импорта электроэнергии — компания «Интер РАО». По заявлению представителя компании, поставки ведутся в пилотном режиме и только по предоплате. В среду, 2 октября, Андрей Герус предложил Кабинету министров ввести специальную пошлину на импорт электроэнергии из РФ. Последний раз коммерческий импорт российской электроэнергии на Украину осуществлялся в 2015 году для дальнейшей её передачи в Крым. Затем были лишь небольшие технологические перетоки, связанные с параллельной работой ОЭС Украины с энергосистемами сопредельных стран (учитывается по контрактам ГП «Энергорынок»). Возобновление коммерческого импорта э/э из России стало возможным после того, как Верховная Рада 18 сентября одобрила правку Геруса в закон Украины «О рынке электроэнергии», разрешив покупать по двусторонним договорам электроэнергию у стран, которые не являются членами европейского Энергетического Сообщества. Герус пояснял необходимость своей правки улучшением конкуренции на электроэнергетическом рынке страны, что может привести к снижению цены на электроэнергию для промышленных потребителей. Рада приняла закон о концессии Верховная Рада Украины в четверг, 3 октября, приняла во втором чтении и в целом законопроект о концессии, предусматривающий условия привлечения частного капитала к управлению госимуществом. Концессия — это форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу объектов государственной собственности во временное пользование частным предприятиям. Закон нормирует вопрос концессии, которые сейчас регулируются четырьмя различными законами, противоречащими друг другу. В частности, новый закон вводит прозрачную процедуру выбора концессионера (концессионный конкурс, конкурентный диалог), предусматривает дополнительные гарантии для концессионеров и кредиторов, а также возможность передачи разрешения споров международному коммерческому или инвестиционному арбитражу и возможность инициирования концессии потенциальным концессионером. Документ также определяет, что объектами концессии не могут быть леса, но могут быть аэродромы, а концессионные платежи за автодороги послужат источником наполнения Дорожного фонда. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что применение механизма концессии позволит государству привлечь значительные частные инвестиции для модернизации и повышения эффективности использования инфраструктурных объектов (морские и речные порты, дороги, аэропорты). Отметим, что президент Владимир Зеленский определил проект закона как неотложный и поручил принять его до 1 октября. Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что считает возможным запуск первых концессионных проектов автодорог в 2020 году. Действующий до этого закон о концессиях был принят в 1999 году, и его совершенство довольно сомнительно: за 29 лет в стране не был реализован ни один масштабный проект, тогда как в ЕС на условиях концессии успели построить более 50 тыс. км дорог. РФ перекрыла белорусский коридор поставок угля на Украину Россия перекрыла поставки энергетического угля через Беларусь на Украину. Об этом в среду, 2 октября, сообщил ТЭК председатель Независимого профсоюза шахтеров и народный депутат от партии «Батькивщина» Михаил Волынец на своей странице в Facebook. И это притом что ситуация с наполнением угольных складов ТЭС в преддверии зимы и без того была неудовлетворительной. На 24 сентября запасы угля на складах украинских ТЭС составляли 1,2 млн тонн, или 62% прошлогоднего уровня. Однако до конца года необходимо дополнительно накопить еще более 1 млн тонн. Теперь, по словам Волынца, ситуация с углем станет катастрофической. По его данным, ежемесячно через Беларусь на Украину поставлялось 300-400 тыс. тонн российского угля. «Для этого отправители подавали заявки на РЖД с просьбой осуществить перевозку в направлении Беларуси. Со вчерашнего дня (1 октября. — Ред.) ни одна заявка не подтверждается. Это означает создание огромного дефицита энергетического угля в опасный момент — зимой», — добавил Волынец. По его словам, вместо того чтобы создать условия для восстановления украинской угледобывающей промышленности, обеспечить горняков работой и зарплатой, а энергетиков топливом, власти начали ориентироваться на импорт «дешевого» угля из России. Даже государственная генерирующая компания «Центрэнерго» начала закупать российский ресурс, написал Волынец. Напомним, что поставки российского угля на Украину в июле этого года увеличились по сравнению с предыдущим месяцем втрое — до 394,8 тыс. тонн на фоне роста отгрузок крупных экспортеров. Вместе с тем, несмотря на увеличение экспорта топлива, в сравнении с июлем 2018-го поставки серьезно сократились — на 51,6%.