День в истории. 11 июня: умер патриарх украинских раскольников
Степан Иванович Срыпник считается «украинским религиозным деятелем» только по версии украинской и русской Википедии. А вот польская Вики куда более адекватна, называя его «украинским военным и политиком». Действительно, хотя значительна часть его родственников по матери Марианне, родной сестре Симона Петлюры, были священниками, Степан выбрал военную карьеру. Возможно, на это повлиял его отец, потомок казаков Миргородского полка. Окончив 1-ю классическую гимназию в Полтаве, Степан Скрыпник поступает в офицерское училище в Оренбурге, а затем служит в Российской императорской армии. После октября он 1917-го переходит на сторону Украинской народной республики, генеральным секретарём по военным делам (министром обороны) которой был его дядя, Симон Петлюра. В апреле 1918 года УНР была ликвидирована в результате государственного переворота гетмана Павла Скоропадского, поддержанного австро-германскими оккупационными войсками. Скрыпник вступил добровольцем в конно-гайдамацкий полк имени Костя Гордиенко, который отказался присягнуть гетману. Хотя стоявший на границе с красной Россией полк не был распущен, но его кадрировали до сотни — которая в ноябре 1918-го вместе с другими частями Запорожского корпуса приняла участие в восстании Петлюры против гетмана. В 1918-1919 годах Степан Скрыпник принимал участие в боях против отрядов Красной армии, за боевые заслуги ему было присвоено звание хорунжего (подпоручика). В 1920-1921 годах он служил личным адъютантом Главного атамана УНР Симона Петлюры, а также выполнял функции его дипломатического курьера. В частности, именно через него осуществлялась коммуникация между Петлюрой и «начальником» Польши Юзефом Пилсудским. После разгрома петлюровских войск и их отступления в Польшу Степан Скрыпник попал в лагерь для интернированных в Калише. После освобождения из лагеря выехал на Волынь, позже — в Галичину. В 1921-м в Станиславове он женился на Иванне Витковицкой, которая также работала в администрации Петлюры. Кстати, её сестра Ирина была женой младшего брата Симона Петлюры, Александра. В 1920-30-е годы Степан Скрыпник работал в украинских кооперативных и культурно-образовательных учреждениях Волыни и Галичины, именно оттуда пошёл в польскую политику. В 1930-м он закончил Варшавскую школу политических наук и был депутатом Сейма Польши трёх созывов, от 1930 до 1939 года. В 1933-м Скрыпник был одним из организаторов манифестаций в Почаевской лавре, братию которой украинские активисты считали «промосковской». Он также пытался противостоять кампании насильственного обращения в католичество православных украинцев на Волыни, которая развернулась в последние месяцы 1937 года, а также гонениям против православных летом 1938 года на Холмщине и Подляшье, когда были разрушены или сожжены 115 православных церквей. Степан Скрыпник был основателем и председателем общества «Украинская школа» в Ровно, где постоянно проживал. Будучи вице-бургомистром Ровно, тесно сотрудничал с волынским воеводой Генриком Юзевским. Перед занятием Ровно Красной армией в сентябре 1939 года переехал в Хелм, а вот его жена осталась во Львове, где была убита при невыясненных обстоятельствах в мае 1940 года. При этом его родственники на территории СССР были репрессированы ранее: мать вместе с сёстрами Мариной и Феодосией Петлюрами расстреляли, та же участь ожидала двух родных братьев Степана — Андрея и Сильвестра Скрыпников. После смерти жены Степан Скрыпник решает посвятить свою дальнейшую жизнь деятельности Украинской Автокефальной Православной Церкви, которую начала возрождать немецкая оккупационная администрация. В 1940 году он становится заместителем председателя Холмского епархиального совета, возглавляемого архимандритом Иларионом (Огиенко), переехавшим из Варшавы. В мае 1940 года УАПЦ был передан кафедральный собор Пресвятой Богородицы на Даниловой горе в Холме, именно там 20 октября 1940 состоялась хиротония архимандрита Илариона Огиенко на архиепископа Холмского и Подляшского. Хотя большинство соратников Петлюры оказались в рядах «канонической» ОУН* Мельника, Скрыпник сделал ставку на бандеровцев. 1 сентября 1941 года в занятом немецкой армией городе Ровно состоялось первое заседание «Украинского совета доверия Волыни» — общественного органа самоуправления при оккупационной администрации, который возглавил Скрыпник. В его состав входили такие видные деятели ОУН (Б) как писатель Улас Самчук и Ростислав Волошин (позже заместитель командующего УПА* Романа Шухевича и Генеральный секретарь внутренних дел Украинского главного освободительного совета). Тогда же на заседании совета на Волыни был создана «Временная администрация Украинской православной церкви», которую возглавил архиепископ Поликарп (Сикорский). Осенью 1941 года Скрипник был избран заместителем председателя Украинского церковного совета на Волыни и его связным со Всеукраинским церковным советом в Киеве. С августа 1941 года в оккупированном Ровно он также стал издателем нацистского журнала «Волынь», в котором печатал тексты с прогитлеровской и антисемитской риторикой. К примеру, 7 мая 1942-го он опубликовал статью «Европа вступает в последний бой», где, в частности, писал: «И сегодня освобождённые кровью и трудом немецкого воина из страшных оков 23-летней московско-жидовской азиатской неволи, мы, украинцы, с гордо поднятым челом поворачиваем к новой Европе, к той Европе, которая появилась в гениальном видении Великого Европейца — Адольфа Гитлера. В такую Европу мы верим, такую Европу мы проповедуем, про такую Европу мы мечтали на протяжении 23 лет, за такую Европу пролито море самой ценной, украинской крови». К тому времени Степан Скрыпник уже начал делать успешную церковную карьеру. В апреле 1942 года он принял диаконство и стал священником, в начале мая постригся в монахи, приняв имя Мстислав. 14 мая 1942-го, через десять дней после официального признания властями Рейхкомиссариата Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), по решению Собора УАПЦ Мстислав был рукоположён во епископа Переяславского, хиротония состоялась в Андреевском соборе в Киеве (ныне передан Константинопольскому патриархату). С июня 1942 года владыка Мстислав начал объезжать Украину, посетив, в частности, Переяславль, Кременчуг, Лубны, Хорол, Полтаву, Харьков и т. д. Однако уже в августе в связи со всё более тесным сотрудничеством между УАПЦ и украинскими националистическими организациями немецкая оккупационная администрация запретила ему служить как на левом, так и на правом берегу Днепра, за отказ это сделать ему приказано выехать из генерал-губернаторства. К тому времени немцы всё больше поддерживали Украинскую автономную православную церковь, провозглашённую на совещании православных епископов в Почаеве 25 ноября 1941 года, где архиепископ Алексий (Громадский) был также избран экзархом Украины и возведён в митрополичий сан. Именно с ним 8 октября 1942 года в Почаевской Лавре Мстислав подписал «Акт единения», предполагавший созыв Всеукраинского Поместного собора и создания на территории Украины единой православной церкви. Однако церковное единство украинских православных явно не входило в планы оккупационной администрации. В середине октября 1942 года в Ровно Мстислав был арестован, переправлен в тюрьму в Чернигове, а оттуда в тюрьму в Прилуках, где находился до весны 1943 года. Потом немцы перевезли его в Киев и в конце апреля освободили, но запретили выезжать за пределы города и проводить богослужения. А 7 мая 1943-го тесно сотрудничавшие с немцами боевики мельниковской ОУН* убили на Волыни митрополита Алексия (Громадского). В 1944-м Мстислав вместе с гитлеровскими войсками сначала оказался в Варшаве, затем — в Словакии и Германии, где возглавлял епархии УАПЦ в Гессене и Вюртемберге. Кроме этого, он сопровождал через Австрию и Германию украинское и польское духовенство с семьями, которые бежали на Запад в связи с наступлением Красной армии, а позже сам через Францию уехал в США. Весной 1947 года Собор епископов УАПЦ, состоявшийся на территории Северной Америки, избрал Мстислава архиепископом. Осенью того же года он прибыл в Канаду, чтобы там возглавить УАПЦ, и в течение трёх лет служил архиепископом Виннипега и всей Канады. 16 октября 1950 года по инициативе Мстислава в Нью-Йорке состоялся Собор по объединению с епархией архиепископа Иоанна (Теодоровича). Новая организация получила название Украинской православной церкви США — самоуправляемой Православной церкви в составе Константинопольского патриархата, ставшей в результате этого самой большой украинской церковью в Северной Америке. Иоанн был избран митрополитом УПЦ в США, а Мстислав — заместителем митрополита и главой консистории. Именно благодаря Мстиславу церковь приобрела землю недалеко от Нью-Йорка — в Саут-Баунд-Брук, где был построен церковно-мемориальный комплекс, перенесены консистория и другие учреждения. В 1950-е годы здесь по проекту церковного архитектора Юрия Кодака (сына писателя Степана Васильченко) построен величественный храм Святого Андрея Первозванного, а возле него открыт украинский пантеон — православное кладбище. Сейчас здесь функционируют украинский музей, библиотека, издательство с типографией, украинская православная духовная семинария Святой Софии, издаётся ежемесячный журнал «Украинское православное слово». В 1971 году глава УПЦ в США митрополит Иоанн (Теодорович) скончался, его преемником стал митрополит Мстислав (Скрыпник). На этом посту он первую очередь занимался организационной деятельностью, питая надежды вместе со своей церковной структурой вернуться на Украину. И такой момент настал после празднования 1000-летия крещения Руси, когда в СССР было значительно ослаблено давление на церкви. В начале 1989 года был создан комитет по возрождению УАПЦ, а 19 августа 1989-го день приход апостолов Петра и Павла во Львове провозгласил о своём выходе из подчинения Московскому патриарху и создал первую действующую общину УАПЦ, после чего началось создание других общин, а также епархий. К УАПЦ начали присоединяться приходы Русской Православной Церкви на Галичине и Волыни, возникали отдельные украинские автокефальные православные общины в Восточной Украине. К концу 1989 года УАПЦ имела уже более 100 приходов и несколько «епископов», которых не признавали канонические православные церкви. 5-6 июня 1990 года состоялся Всеукраинский организационный собор УАПЦ с участием более 700 делегатов со всей Украины, среди них 7 епископов и более 200 священников. Именно на этом мероприятии впервые публично призвали признать недействительным акт присоединения Киевской Митрополии к Московской в 1686 году, как противоречащий канонам Вселенской Православной Церкви. Митрополит Мстислав был избран Патриархом Киевским и всей Украины — но заочно, поскольку власти СССР не выдали ему въездную визу. Лишь после того, как 2 октября 1990 года Верховный Совет УССР признал и узаконил УАПЦ по всей стране, Мстислав смог вернуться на Украину. 19 октября он прибыл в Киев, 27 октября посетил Львов, и на протяжении месяца ездил по разным регионам страны. 18 ноября 1990 года в Софийском соборе Мстислав был провозглашён Патриархом Киевским и всей Украины. В конце марта он вернулся в Киев и на этот раз провёл на Украине более четырёх с половиной месяцев, способствуя развитию структур УАПЦ — патриаршей канцелярии, епархий и т.п. В конце октября 1991 года после публичного голодания, устроенного группой верующих, власть передала УАПЦ Свято-Андреевский собор, и 2 ноября там состоялась первая литургия. Мстислав, как и в 1942-м, грезил объединением украинских православных, и опять поставил на действующую власть и её ставленника — митрополита Киевского Филарета, который к осени 1991 года вдруг стал истовым сторонником автокефалии Украинской православной церкви, начав откровенно раскольническую политику. Лишённый в июне 1992 года церковного сана и всех степеней священства, Филарет вместе со сторонниками и при поддержке как боевиков УНА-УНСО*, так и милиции, захватил резиденцию митрополита и кафедральный Владимирский собор в Киеве. Оказавшись в полной изоляции со стороны канонического православия, Филарет нашёл для себя единственный выход — пойти на «объединение» с УАПЦ, которую он ещё недавно справедливо обличал как раскольническую. 25-26 июня 1992 года в резиденции Филарета прошло собрание нескольких епископов УПЦ и УАПЦ, депутатов Верховной рады Украины, обслуживающего персонала митрополии, именовавшееся «Объединительным собором» двух церквей — УПЦ и УАПЦ. Решением «собора» УПЦ и УАПЦ были упразднены, а всё их имущество, финансы и средства были объявлены собственностью вновь созданной организации, названной «Украинская православная Церковь Киевского Патриархата» (УПЦ КП). Формальным руководителем новой «церкви» решено было считать находившегося в США «патриарха» УАПЦ Мстислава (Скрыпника), заместителем — Филарета (Денисенко), управляющим делами — Антония (Масендича). Фактически всей деятельностью УПЦ КП руководил Филарет, что впоследствии и привело к конфликту с бывшими иерархами УАПЦ, вошедшими в УПЦ КП — собственно, как и после «объединительного собора» 15 декабря 2018 года. 1-10 июля 1992 года 94-летний Мстислав в последний раз посетил Украину. Сложно сказать, насколько он понимал и одобрял происходящее. От глаз публики и прессы он был спрятан в бывшем санатории ЦК КПУ в Пуще-Водице под Киевом, где 2 июля Мстислав встречался с президентом Украины Леонидом Кравчуком. Однако вернувшись в США, 24 декабря 1992 года направил в адрес Кравчука, а также премьер-министра Украины Кучмы и генерального прокурора страны Шишкина письмо, в котором не признал создание УПЦ КП и ликвидацию УАПЦ. Ответом украинской власти было молчание и поддержка Филарета. За несколько дней до своей смерти в июне 1993-го Мстислав (Скрыпник) написал «Завещание и моё благословение», в котором призвал к объединению всех православных церквей Украины в одну-единственную, а потом «… на Соборе национальном, тайным голосованием выбрать одного Предстоятеля, Патриарха Киевского и всей Украины». Причём даже такой политизированный церковный деятель, как владыка Мстислав, понимал, что для обретения единой Украинской православной церковью автокефалии мало односторонних решений, а нужен будет «Вселенский Собор всех православных Церквей мира». Своим же преемникам Мстислав завещал: «Стучите, пока не откроется вам». Но, похоже, тот же Филарет воспринял эти слова слишком буквально…