Slate (Франция): выборы на Украине — сценарий в духе «Черного зеркала»
История президентских выборов на Украине могла быть навеянной британским сериалом «Черное зеркало». В одной из серий второсортный комик берется за озвучку анимированного синего медведя Валдо на телевидении. Он принимает гостей из числа невозмутимых британских политиков, которые все же скатываются в ругань, когда ощущают, что тот бросает на них тень. Тем самым они только больше вредят себе, поскольку синий медведь набирает популярность. И ему удается вопреки всем ожиданиям победить на выборах, раз все остальные кандидаты вызывают лишь неприятие. Успех Валдо так велик, что вашингтонское «агентство» использует его как международный символ политической оппозиции. Валдо не мешает никакая двусмысленность, и он даже освобождается от своего изначального голоса, юмориста, который становится бездомным. Из сериала в реальный мир Победа 41-летнего Владимира Зеленского над действующим президентом Петром Порошенко стала демонстрацией стремления электората избавиться от существующей элиты. Как иначе можно рассматривать победу человека, который выставил свою кандидатуру 31 декабря прошлого года (то есть менее пяти месяцев назад), но сумел набрать 73% во втором туре? Этот представитель русскоязычных регионов страны смог обойти Порошенко даже на западе Украины (за исключением одной области), где у того всегда были прочные позиции. Хотя Зеленский, конечно, не Валдо, его склонность к политическому спектаклю, образ новичка в политике и выходца с телевидения (он исполнил главную роль в сериале «Слуга народа»), а также множество позиций без четкой трактовки (это позволило ему стать способом выражения накопившейся у людей фрустрации) сближают его с синим медведем. Отсутствие у Владимира Зеленского политического опыта (если не считать роли президента в сериале) не было воспринято электоратом как минус. Люди устали не только от коммунизма (борьба с ним стала коньком для Порошенко, который сносил памятники и переименовывал города), но и от посткоммунизма с его циничной и коррумпированной элитой, грабившей государственные ресурсы в 1990-х и 2000-х годах. Не отразились на рейтингах Зеленского и подозрения насчет его тесных связей с олигархом Игорем Коломойским, на чьем канале выходил упомянутый сериал. Одновременно физический и цифровой кандидат Кандидат Зеленский не только стал воплощением неприятия посткоммунистической элиты, но и объединил в себе физические и цифровые черты: он воспользовался цифровыми технологиями для обеспечения доступа к широкой аудитории, улучшив тем самым политический маркетинг в цифровой и физической сфере. Но в чем же заключается его оригинальность по сравнению с тем, что мы видели в других странах? В конце концов, цифровые технологии уже серьезно изменили систему производства, распространения и использования знаний в наших обществах, сформировали новую логику привлечения политического выбора. До недавнего времени интернет использовался для сбора микропожертвований, обеспечения мобилизации активистов, формирования баз данных об электорате, методов организации сообщества и т.д. Победа Зеленского в свою очередь проиллюстрировала движение представительной демократии в сторону общества подключенных к сети людей: главной идеей здесь было изменение общества без взятия власти. Владимир Зеленский изначально был популярным юмористом и смог превратить эту популярность в активную поддержку и голоса на выборах. Именно поэтому его можно рассматривать как «виртуального кандидата»: его стратегия мобилизации сторонников опиралась на социальные сети. Как бы то ни было, рассматривать победу Зеленского исключительно под цифровым углом было бы ошибкой: она находится где-то на стыке физического и цифрового. В первую очередь, потому что Украине приходится иметь дело с поддерживаемым Россией сепаратизмом: помимо постмодернистских подходов, касающихся общества зрелища (Ги Дебор) и «симулякра» (Жан Бодрийяр) сохраняется классический элемент защиты суверенитета и границ. Кандидат Порошенко направил на него все силы с лозунгом «Армия, язык, вера», но не смог заручиться ожидаемой поддержкой. Далее, потребовав провести дебаты на олимпийском стадионе на 70 000 мест, Зеленский сумел избежать ловушки более опытного противника и создать центральный пункт для мобилизации собственных «войск». Предложенный вариант дебатов находился где-то между представительной логикой (присутствие обоих финалистов после затяжных предварительных дискуссий) и логикой прямой демократии (трибуны были разделены на две «фан-зоны» металлическими заграждениями и полицейским кордоном). Наконец, окружение Зеленского установило контакт с президентом Макроном не виртуально, а самым что ни на есть физическим образом в перерыве между двумя турами: встреча во Франции стала настоящим сюрпризом, особенно на фоне критики неопытности соперника, которая стала одним из главных аргументов Порошенко. Интерес был у обеих сторон: Зеленский показал, что с ним готовы считаться как с президентом Украины и что он будет работать ради мира в Донбассе и европейского пути Украины. А для Эммануэля Макрона это стало политическим посланием для коллег в Европе (прежде всего, Польши, которая поддерживает украинскую власть на фоне активной и частой критики Нормандского формата) и в мире (Россия и США старались держаться в стороне от этой кампании) накануне европейских выборов. Кроме того, встреча напомнила о вовлеченности Франции в Минский процесс, ее роли в Европейском союзе и умении пользоваться открывшимися возможностями ее президента, который может рассчитывать на более активную роль ради мира в Донбассе. Посмотрим, сумеет ли новый подход к политике выстоять под напором старого раскола, который может вновь заявить о себе на осенних выборах, и не станет ли эфемерной эта завоеванная в рекордные сроки победа. Украинцы подарили Владимиру Зеленскому триумф, но не карт-бланш: народная оппозиция воспользуется теми же правилами физическо-цифровой политики для мобилизации активистов. У нового президента нет гарантий от третьего Майдана, а эфемерность уже стала неотъемлемой чертой власти не только на Украине, но и в других государствах.