Советская эпоха стала источником вдохновения для современного искусства и моды
ТАЛЛИНН, 17 мар — Sputnik, Ирина Тихомирова. На выставке "Соц-арт и мода", которую музей позиционирует как "концептуальную одежду из Восточной Европы", представлено два оригинальных художественных направления, зародившихся в регионе советского и постсоветского пространства: соц-арт 1970 –1980-х годов в изобразительном искусстве и постсоветская эстетика в моде начала XXI века. Экспозиция, развернутая в залах Художественного музея KUMU, необычно яркая и по-весеннему бодрящая. Здесь в единой теме сошлись станковое искусство и продукт промышленного дизайна, взаимно отражаясь и философски рефлексируя. Фрагмент экспозиции дизайнерской одежды на выставке "Соц-арт и мода" в KUMU В качестве станкового искусства здесь можно увидеть произведения легендарных Виталия Комара и Александра Меламида — родоначальников соц-арта; графику эстонского авангардиста Леонарда Лапина, работы российских художников Гошы Острецова и Светланы Петровой, а также Лаборатории экспериментального моделирования (специализируются на костюмном перформансе). Свои произведения предоставили Катя Филиппова — современный российский художник, декоратор, дизайнер одежды, а также живущая в Берлине художник Соня Литищевская. Гости вернисажа "Соц-арт и мода" в музее KUMU Выставочный зал заполнили длинные ряды манекенов, на которых экспонируются дизайнерские коллекции одежды. Их авторы — известная с советских времен эстонский дизайнер Сайма Прикс, молодой эстонский дизайнер Марит Илисон, заявившая о себе нетривиальными коллекциями, украинка Юлия Ефимчук и творческий дуэт двух российских дизайнеров Нина Неретина и Донис Пупис. Эстонский "Кренгольм" в истории соц-арта Эта экспозиция, в которой так явно доминируют коллекции повседневной одежды, не столько рассказывает о принципах и свойствах промышленного дизайна, сколько говорит о тех идеологических символах советской эпохи, которые влились в моду в качестве декора. Директор музея KUMU Сирье Хельме, открывая выставку, отметила, что соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 70-е годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии. Директор музея KUMU Сирье Хельме в момент открытия экспозиции "Соц-арт и мода" Коллекция халатов Нины Неретиной и Дониса Пуписа, по словам Хельме, — это уже другая история, скорее наша, эстонская: она основана на творчестве безымянных художников, работавших на "Кренгольме" во времена его расцвета. Директор KUMU рассказала, что в Нарвском музее хранятся паттерны орнаментов тканей, оставшиеся от ушедшей эпохи, которые и воспроизвели дизайнеры. "На выставке вы увидите более яркую и радужную сторону того времени", — заметила она. Коллекция дизайна Нины Неретиной и Дониса Пуписа И действительно, благостные и приятные воспоминания не всегда соответствуют тем реалиям, в которых жила страна, и трудно понять смысл соц-арта без упоминания его зачинателей — московских художников Виталия Комара и Александра Меламида. Эти два бунтаря всегда шли наперекор общественным вкусам. В 70-е годы прошлого века появились их первые работы в новом художественном ключе, похожие на советский агитпроп — искусство плаката первых лет СССР, в том числе "окна РОСТА", — и представляли собой странное противоречивое направление: то ли соединение с идеологией и эстетикой власти, то ли борьба с ней. Художники своими акциями и перформансами устраивали провокации социально-культурного характера, попирая как коммунистические или религиозные идеалы и символы, так и иронизируя над новыми, на том этапе либеральными ценностями. Одним из эпизодов их творчества был международный проект "Выбор народа", в котором отразилась ирония уже в отношении ценностей демократических. Гости вернисажа "Соц-арт и мода" в музее KUMU Соц-арт — открытие XXI века Куратор выставки Лийза в беседе со Sputnik Эстония поведала о том, что стало импульсом к организации столь необычной экспозиции. Она рассказала, что работая над докторской диссертацией в Таллиннском университете, изучала историю советского искусства 70-х, в частности творчество законодателей соц-арта Комара и Меламида. Она обратила внимание, что это явление искусства, зародившись в Москве в 70-е годы прошлого столетия, в 80-х переросло в новую изобразительную стилистику, а в начале XXI века захватило и моду. Куратор выставки "Соц-арт и мода"Лийза Кальюла Поняв, насколько это актуально, куратор, по ее словам, решила предать огласке эту тему, подчеркнув, что станковые произведения искусства — это потребность узкой части общества, а мода и одежда — искусство демократичное, охватывает широкие слои и открыто для всех. Характерно, что на вернисаже было много молодых людей, которые более остро чувствуют новые веяния. Для них "советская стилистка" с ее слоганами на кириллице неожиданно стала привлекательным трендом в одежде. Гости вернисажа "Соц-арт и мода" в музее KUMU "Термин постсоветская эстетика существует уже более десяти лет, и в глобальный мир моды вошли те самые ткани, покрой и символы. Мы, наверное, не проспали свой момент, эта выставка — одна из первых такого рода в мире. Я рада, что модельеры из четырех разных стран подключились к этой авантюре. Почему именно эти художники здесь, в этом художественном пространстве? Потому что я вижу в них определенный симбиоз между искусством и модой. Чтобы дизайнерские работы лучше себя проявляли, они находятся в диалоге с теми произведениями искусства, которые расположены на стенах", — сказала Лийза Кальюла. Хорошо забытое старое В новой экспозиции "Соц-арт и мода" есть интересная "историческая" часть — коллекция эстонского дизайнера Саймы Прикс "Перестройка и гласность", созданная ею для прошедшего в Таллинне в 1987 году Первого всесоюзного конкурса моды. В состязании, участниками которого были около пятидесяти профессионалов, приехавших из всех республик Советского союза, Сайма Прикс стала лауреатом, а ее коллекция, в которой дизайнер использовала советские лозунги и надписи на кириллице произвела настоящий фурор. Автор коллекции "Перестройка и гласность" дизайнер Сайма Прикс В тот момент Прикс работала художником-постановщиком на Эстонском телевидении и дизайнером на фабрике "Марат", где создавала свою коллекцию остромодной одежды. Сайма Прикс в разговоре со Sputnik Эстония рассказала: "Я выбрала свободную тему — "70 лет СССР". Идею взяла из русского послереволюционного искусства. Один мой друг-фотограф показал мне книгу о советском плакате 1917-1930 годов, мне показалось это свежим по форме и, кстати, нравится до сих пор. Я решила, что эта тема мне очень подойдет". Эстонское искусство в Третьяковке: прорыв культурной дипломатии >> Фото ее коллекции попали в зарубежные журналы мод, были опубликованы в эстонском "Силуэте", в московском модном издании и даже в газете "Правда". "Я сама была удивлена, что моя коллекция понравилась и меня заметили", — сказала дизайнер. Советские символы, использованные в коллекции, и воспоминания об этом периоде, по словам Прикс, вызывают очень противоположные реакции. "Эти модели я делала 32 года назад. Я сама уже история, но тема эта мне нравится и сейчас. Такие слова и призывы, как "ускорение", "Экономика должна быть экономной", "Вперед!", "Правда", актуальны всегда, ведь нужно всегда идти вперед, а правда — она важна всегда", — заключила Сайма Прикс. После успеха коллекции Сайма прожила очень плодотворный с точки зрения профессии период: приобрела известность и даже была единственным представителем от Эстонии во всесоюзной команде по моде для стран СЭВ. На выставке "Соц-арт и мода" представлены произведения из частных коллекций Москвы, Таллинна, Киева и Берлина, экспонаты из Эстонского исторического музея, Художественного музея Эстонии, из коллекции Эстонского союза художников, Марта Эрика и Музея фотографии Винтертура. Россия собрала лучших художников из бывших советских республик >>