Отношения между Фанарским (район в Стамбуле, где находится резиденция Константинопольского патриархата — прим. ред.) и Московским патриархатами — двумя важными центрами православного мира — оказались на грани разрыва из-за кризиса вокруг Украины. Об этом именно такими словами заявил Московский патриархат. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион в сделанном на днях заявлении отметил, что в случае принятия Константинопольским патриархатом решения, которое выведет Украину из канонического пространства Московского патриархата, Русской православной церкви не останется ничего, кроме как разорвать связи с Константинопольским патриархатом. Причины конфликта Основные причины трений в отношениях двух церквей можно коротко обобщить в следующих пунктах. 1. Ни Московский патриархат, ни другие православные церкви не возражают против того, что Константинопольский патриархат занимает первое место в православном мире. Но Московский патриархат и некоторые другие православные церкви утверждают, что Фанарский патриархат является первым исключительно «по чести». Иными словами, русские говорят: «Поскольку мы приняли христианство от Византии, мы с уважением относимся к Константинопольскому патриархату и признаем его первенство по чести. Но это не дает им права действовать в православном мире как Папа у католиков и вмешиваться во внутренние дела других стран. Помимо этого, община Фанарского патриархата насчитывает несколько тысяч человек, проживающих сегодня преимущественно в Стамбуле. А у нас паства — двести миллионов. К тому же во времена османского владычества финансовую помощь Фанару оказывали мы. Если Фанар и других проживавших в Османской империи православных не трогали, несмотря на господство турок, то это тоже благодаря русским. Потому что покровитель православных — русские». То есть, по сути, они говорят: «Да, мы уважаем вас в силу исторической традиции. Но отныне реальная сила — мы». 2. Начиная с середины 1940-х годов, когда началась холодная война между США и Советским Союзом, советское руководство поддерживало Московский патриархат, а США оказывали поддержку Константинопольскому патриархату. Так, борьба США и Советского Союза за влияние в балканских странах, где подавляющее большинство населения составляли православные, отразилась и на религиозной сфере. (Использование церкви таким отдаленным от религии государством, как СССР, который в большинство периодов своей истории даже применял интенсивное давление в отношении религиозных учреждений, может показаться странным, но в годы Второй мировой войны советский лидер Сталин решил смягчить свою политику давления на религию и в некоторых сферах воспользоваться религиозными учреждениями). С тех пор кремлевская администрация поддерживает Русскую православную церковь (Московский патриархат), а Запад — Константинопольский патриархат в Фанаре. Тот факт, что США и ЕС в течение многих лет требуют от Турции предоставления широких полномочий Фанарскому патриархату (вопрос о признании «вселенского» статуса Фанара), связан не с религиозными правами греческой общины Стамбула, а с этой борьбой за влияние в Восточной Европе. Таким образом, мы имеем дело не просто с религиозным конфликтом, а с противостоянием, которое идет на религиозных фронтах в рамках борьбы за влияние между Россией и Западом. Причиной, по которой произошла нынешняя эскалация кризиса и отношения оказались на грани разрыва, стала Украина. Прозападная администрация Украины обратилась к Константинопольскому патриархату с просьбой о выводе Украины из канонического пространства Москвы и признании православной церкви, созданной на Украине националистически настроенным духовенством. Украинская администрация ожидала, что в мае этого года Константинопольский патриархат примет положительное решение по этому вопросу. Но из-за инициатив, предпринятых Московским патриархатом в отношении Фанара, решение откладывалось. Наконец, в минувшем августе Московский патриарх Кирилл лично посетил Стамбул и встретился с Фанарским патриархом. Однако, судя по заявлениям по итогам переговоров, Фанарский патриархат показал, что на этот раз он решительно настроен вывести Украину из зоны России. В заявлении Фанарского патриархата на прошлой неделе было отмечено, что создание независимой от России церкви на Украине — это вопрос, который находится в компетенции Константинопольского патриархата, а не совета всех православных церквей. Это заявление вызвало крайне резкую реакцию Московского патриархата. Глава пресс-службы Украинской православной церкви Московского патриархата Василий Анисимов, отметив, что Фанарский патриархат стал орудием провокаций, сказал: «Трудно поверить, чтобы эти слова произнес уважающий себя церковный иерарх», — и назвал усилия Фанара «глупыми». Глава УПЦ Киевского патриархата патриарх Филарет на праздновании 1026-й годовщины Крещения Руси в Киеве А заявление от 7 сентября о том, что Фанарский патриархат отправит на Украину независимых наблюдателей, повлекло за собой еще большее повышение напряжения. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион, как мы упомянули выше, дал понять, что этот шаг рассматривается как вмешательство на каноническую территорию Московского патриархата, и это приведет к разрыву отношений двух церквей. США: мы поддерживаем независимую церковь на Украине Тем временем США, которые ранее не так явно занимали позицию по вопросу конфликта церквей, теперь более открыто демонстрируют свое отношение. Так, специальный представитель США по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэль Браунбек (Samuel Braunbeck), посетивший на днях украинскую столицу Киев, встретился с президентом Украины Петром Порошенко и отметил, что США поддерживают и продолжат поддерживать право Украины иметь автокефальную церковь. Значение Украины для России и Русской православной церкви Украина, наряду с экономическим и геополитическим значением, которым она обладает для России, считается местом, откуда ведет свое происхождение русский народ. (Русские утверждают, что их история восходит к Киевской Руси, существовавшей с IX по XIII века, что это было русское государство, и Киев был первой столицей русских). В качестве даты создания Русской православной церкви указывается 988 год, когда Киевская Русь приняла христианство в качестве официальной религии. Тем временем украинские националисты говорят, что Киевская Русь — это украинское государство, а русские как этническая группа появились гораздо позже, в результате смешения некоторых двигавшихся на северо-восток славянских племен с тюрками, татарами и финнами. Вид на Киево-Печерскую лавру и Днепр Помимо этого, на Украине находится значительная часть общины Русской православной церкви и крупнейшие православные монастыри (самый крупный из них — Киево-Печерская лавра, с давних пор ставшая одним из паломнических центров для русских). В этих условиях возникновение автокефальной украинской церкви, которая примет в качестве политических взглядов прозападничество и украинский национализм, с одной стороны, во многом лишит Россию возможностей влияния на Украину и в то же время повлечет за собой усиление прозападных и антироссийских тенденций в украинском обществе (в своих выступлениях и публикациях в печатных органах националистические церкви на Украине отстаивают прозападные и антироссийские взгляды). А с другой стороны, будет нанесен удар по построению Россией своей национальной идентичности (этот аспект вопроса открыто озвучивают и националистическое духовенство на Украине, и украинские правительственные чиновники). Ожидается, что в октябре этого года в Стамбуле состоится встреча представителей всех православных церквей, и на ней будет принято решение по украинскому вопросу. Можно предположить, что принятие Константинопольским патриархатом решения об окончательном отрыве Украины от Русской православной церкви не только повлечет за собой кризис в православном мире, но и еще более углубит кризис в отношениях кремлевской администрации, активно сотрудничающей с Русской православной церковью и во внутренней, и во внешней политике, с Западом. В ближайшее время мы продолжим обсуждать эту тему в свете того, как будут развиваться события.