Почему Россия вкладывает все больше денег в Украину

В первой половине 2018 года Россия инвестировала в Украину больше, чем все другие страны: 436 млн долларов. Это 36% от всех иностранных инвестиций (1,259 млрд долларов), сообщила Госслужба статистики Украины.

Почему Россия вкладывает все больше денег в Украину
© © Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Чистый приток зарубежных инвестиций в Украину за январь-июнь 2018 года составил 922 млн долларов. То есть российский капитал в этой корзине занимает почти половину ее объема.

Товарооборот между Россией и Украиной в январе-мае 2018 года тоже стремительно рос — на 28,7%, до 5,838 млрд долларов.

Ничего личного, только экономика

Эти данные как нельзя лучше доказывают, что официальная государственная политика и реальная жизнь могут существовать в «параллельных вселенных», говорит директор Института торговой политики Александр Данильцев.

"Это достаточно частая ситуация, когда коммерческие интересы бизнеса двух стран находятся в противофазе с политическими отношениями их властей. Мотивы и критерии бизнеса могут вообще никоим образом не быть синхронизированы с политическими целями своих национальных элит. Более того, чем сильнее политики вмешиваются в экономические отношения, тем, как правило, хуже для последних", — сказал он «Ридусу».

Вообще, экономическая реальность в отношениях Киева и Москвы не оставляет камня на камне от крылатой фразы В. Ленина «политика есть концентрированное выражение экономики».

Однако политики-экономическая шизофрения, которая налицо в отношениях России и Украины, не является чем-либо уникальным в мировой истории. Хорошо известно, что в годы Второй мировой войны некоторые компании стран, воевавших с Германией, продолжали сотрудничать через нейтральные страны — в Европе это были преимущественно Швеция и Швейцария.

Чтобы не лезть глубоко в историю, можно посмотреть на «шизофрению» в нынешних отношениях между США и КНР. Вашингтон и Пекин, которые официально обозначают друг друга как главные геополитические оппоненты, одновременно являются главными же торговыми партнерами друг друга.

Когда статистика показывает стремительный рост объемов торговли между Россией и Украиной, речь идет, конечно, о частных инвестициях, потому что компании с госкапиталом более зависят от политической ориентации своих национальных властей, уточняет Данильцев.

"Это то, что можно назвать «неофициальными» инвестициями — в том смысле, что этими инвесторами являются частные лица или компании без ключевого участия государственного капитала. Потому что, скажем, у Газпрома нет такой же степени свободы в выборе стратегии на украинском направлении, как у какой-нибудь малой или средней российской фирмы, про которую мало кто, кроме ее акционеров и партнеров, знает", — говорит эксперт.

Такое расхождение «слов и дела» в российско-украинских отношениях имеет под собой объективную основу, которую очень сложно размыть несмотря на все усилия официального Киева. За 300 лет совместного существования Россия и Украина стали экономическими и социальными «сиамскими близнецами» с общей кровеносной системой; и как бы «политические хирурги» в Киеве не стремились эти системы разрезать, природа берет свое, подчеркивает экономист.

"Власти Украины непрерывно предпринимают попытки это единство резать по живому, создавая искусственные барьеры для перемещения граждан. Но понятно, что это приведет украинскую экономику к самоубийству, а как следствие — вызовет недовольство граждан Украины своими властями", — предрекает Данильцев.

Президент Украины Петр Порошенко, которому весной 2019 года предстоит доказывать свои претензии на второй срок в Мариинском дворце, поэтому ходит по лезвию бритвы, пытаясь строить свою предвыборную кампанию на антироссийском базисе. И по той же самой причине МИД и Министерство инфраструктуры Украины говорят А, но не рискуют сказать Б: постоянно ужесточают правила въезда граждан РФ на территорию страны, но постоянно же останавливаются в шаге от введения полноценного визового режима или разбора железных дорог на границе двух стран.

Скованные одной цепью

Вспоминать вековой давности мысли Ленина очень уместно, когда начинаешь анализировать странные отношения между Россией и Киевом сегодня, соглашается эксперт Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Галина Кузнецова.

"Взаимоисключающие заявления украинских политиков и данные статистики заставляют вспомнить, что Ленин говорил о природе капитализма еще тогда, когда не существовало такого понятия как «транснациональные корпорации». Ленин указывал, что между воротилами крупного бизнеса и политическими элитами существует «личная уния». И на примере российско-украинских отношений мы наблюдаем, что какие-то скрытые от глаз общественности личные деловые интересы элит по обе стороны границы резко диссонируют с заявлениями представителей этих элит, которые те делают на публику", — сказала она «Ридусу».

Кузнецова напоминает, что украинский и российский крупный бизнес связывают воедино такие проекты, как Николаевский судостроительный завод, Одесский морской порт и другие предприятия, которые их украинские собственники просто не смогут развивать, если лишатся российских инвестиций (в приведенных примерах, из бюджета «Русала»). Потому что кроме россиян, эти предприятия никому в Европе не интересны.

Интересы украинского бизнеса в России более скромные. За исключением конфетного «Рошена» и какой-то косметической мелочи вспомнить, в чем заключаются украинские инвестиции в России, не легко. Однако и односторонней инкорпорированности российского бизнеса в украинскую экономику достаточно, чтобы любые антироссийские заявления того же владельца «Рошена» (по совместительству — президента Украины) де-факто дезавуировались во время переговоров между политиками и олигархами за закрытыми от СМИ дверями.

"Мы с вами особо не знаем, кто и о чем договаривается в кулуарах на таких встречах, и даже когда и где они проходят. Но эти связи, эти личные унии никуда не могли исчезнуть. Что бы политики ни говорили перед телекамерами, интересы транснационального бизнеса определяют их поступки намного сильнее, чем настроения в обществе", — говорит эксперт.

В демократических странах между политиками и гражданским обществом всегда существует обратная связь, которая в стандартных ситуациях не позволяет власть имущим слишком круто поворачивать руль, и тем самым сохраняет стабильность, необходимую для долговременных инвестиций в экономику. В странах недоразвитой демократии, каковыми являются Украина и Россия (не говоря уже про Китай), этот feedback существенно ослаблен. И это вызывает к жизни такие феномены, когда страна, называющая себя жертвой агрессии, живет и кормится за счет страны, которую она же именует оккупантом.