Кто получил монополию на поставки угля из Донбасса?

Компания украинского предпринимателя Сергея Курченко стала единственным поставщиком угля из Донбасса. Конкуренты пожаловались в Генпрокуратуру и ФСБ. Об этом сообщает РБК со ссылкой на депутата Народного совета ДНР Владислава Брига и источник в руководстве компании «Ровенькиантрацит». Как пишет издание со ссылкой на неназванный источник, на монополизацию рынка пожаловались российские угольные трейдеры, которые якобы теряют миллионы рублей.

Кто получил монополию на поставки угля из Донбасса?
© Александр Рюмин/ТАСС

Кто такой Сергей Курченко и что сейчас происходит с углем Донбасса, рассказывает бывший донецкий предприниматель Энрике Менендес:

«Курченко, если посмотреть всю его историю, был тесно связан с семьей Януковича. И после Евромайдана, и после свержения Януковича Курченко пытался встроиться во многие процессы. Угольный трейдинг в Донбассе — это один из процессов, в которые Курченко более или менее успешно встроился. К этому все довольно давно шло, потому что Курченко и его структуры очень интенсивно подминали под себя функцию «прокладки» между предприятиями Донбасса и российскими посредниками, при помощи которых организуется сбыт. Но я бы не называл Владислава Брига стопроцентно проверенным источником информации. Думаю, что на самом деле все немножко сложнее. Курченко — один из привилегированных провайдеров доступа к этой территории, но я думаю, что он не единственный. Он имеет достаточно сильные связи в России и может на довольно высоком уровне решать свои вопросы с доступом. Но я абсолютно уверен, что он не монополист, а один из, может быть, самый крупный, но не единственный. Уголь, который поставляется из Донбасса, незаменим на Украине. Сейчас из-за блокады вся схема перестроилась на поставки в Российскую Федерацию, и фирмы-посредники, или, как мы их называем, «фирмы-прокладки», стали играть очень большую роль. Наверняка речь идет именно об этом. Насчет того, какие конкуренты пожаловались, довольно сложно сказать, потому что сейчас в Донбассе большой разброд и шатание, ведь добыча угля на всех предприятиях Донбасса даже по весьма оптимистичной статистике самопровозглашенных республик упала. Какая там ситуация на самом деле, одному богу известно. Я знаю, что между Курченко и руководителями республик существует постоянно действующий конфликт интересов, поскольку в эту угольную схему интенсивно пытались залезть люди, например, Захарченко и Ташкент в ДНР. Если верить этой новости, что там убытки на миллионы рублей, миллионы рублей в контексте угольной индустрии Донбасса — это просто копейки: это, условно говоря, объем поставок за один день, потому что угольная индустрия Донбасса — это миллиарды долларов. Вероятнее всего, эта ситуация сейчас вылилась в публичную плоскость из-за того, что кто-то где-то не поделил какую-то сиюминутную конъюнктурную вещь».

В том, что Курченко удалось монополизировать рынок поставок угля из ДНР и ЛНР, сомневается и донецкий журналист Александр Наумов:

«Угольные предприятия в Донецкой народной республике были переведены на внешнее управление, и фамилия Курченко в этой связи в республике не звучит и не звучала. Поэтому откуда эта информация насчет Курченко и компании «Газ-Альянс», я не могу сказать, но с Курченко было связано несколько скандалов, которые были в республике еще несколько лет назад. Что касается вообще угольной промышленности в республике, то буквально недавно, пару недель назад, был большой скандал, и 25 человек, сотрудников министерства угольной промышленности и энергетики во главе с министром угольной промышленности и энергетики Голенко, были арестованы. Им вменяются махинации, экономические преступления в сумме более 100 млн рублей в какой-то период времени. Сами понимаете, это только сотрудники министерства, а сколько в этой схеме было задействовано людей, которые обеспечивали просто какие-то пути в реализации махинаций, наверное, только следствие скажет, и то непонятно, через какое время. Уж слишком большие деньги были замешаны в том, что эти сотрудники пытались или отмыть, или заработать на республике».

Сергей Курченко владеет группой компаний «Газ Украина», медиахолдингом UMH Group, занимает пост председателя наблюдательного совета группы ВЕТЭК, а также владеет харьковским футбольным клубом «Металлист». Генпрокуратура Украины обвинила Курченко в присвоении имущества госпредприятий «Укрнафта» и «Укргаздобыча», а также в контрабанде и незаконной реализации нефтепродуктов. В декабре 2017 года суд Киева наложил арест на ценные бумаги UMH.