Реактивный ответ: как Россия нашла замену украинским авиационным двигателям
Украинские двигатели Д-436 больше не будут поднимать в небо российские самолёты-амфибии Бе-200. Вместо них отечественные борты оснастят установками SaM146 совместного производства РФ и Франции. Киев запретил запорожскому предприятию «Мотор Сич» поставлять Москве Д-436 — базовые компоненты для производства не только Бе-200, но также Ан-148 и Ту-334. Однако, как отмечают эксперты, очередная ограничительная мера Украины не приведёт к долгосрочным проблемам с выпуском этих серий. Разработка аналога Д-436 может стать одним из приоритетов обновлённой политики в сфере гражданской авиации России.
Россия нашла замену украинским газотурбинным двигателям Д-436 в виде агрегатов SaM146 российско-французского производства, которые установлены на авиалайнерах SSJ-100. Ремоторизацию на самолётах-амфибиях Бе-200 проводит, в частности, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК).
«Мы предусматриваем ремоторизацию на двигатель SaM146… Работа ведётся давно, проблем с двигателями у нас нет», — цитирует РИА Новости начальника бюро технической и аналитической информации ТАНТК им. Г.М. Бериева Андрея Сальникова.
19 февраля замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров заявил, что Киев отказался поставлять России Д-436, которые устанавливаются на самолётах Бе-200, Ан-148 и Ту-334.
Российский авиапарк
Украинский двигатель был разработан в запорожском конструкторском бюро «Прогресс» им. академика А.Г. Ивченко и производится на предприятии «Мотор Сич». Ранее украинский «Прогресс» осуществлял сотрудничество по Д-436 с Научно-производственным центром газотурбостроения «Салют» (Москва). Россия эксплуатирует 29 бортов Ан-148 (12 машин находятся в собственности Минобороны РФ) и девять самолётов Бе-200 (авиапарк МЧС). Около 10 лет назад проект Ту-334 в России был заморожен. На текущий момент известно только о двух выпущенных машинах.
На пороге перемен
Эксперт по авиационной промышленности Сергей Крутоусов считает, что российская промышленность в состоянии создать собственный двигатель для ближнемагистральных самолётов. По его словам, разработка аналога Д-436 может стать одним из приоритетов обновлённой политики в сфере гражданской авиации РФ.
«Мы видим, что наше государство ориентируется на импортозамещение. Наша гражданская авиация в итоге должна стать полностью независимой от других государств отраслью. Другого выхода просто нет. Процесс создания двигателя на замену Д-436 не быстрый, но это выполнимая задача, на которую у России достаточно времени», — заявил в беседе с RT Крутоусов.
Как пояснил эксперт, запрет на поставку Д-436 не приведёт к катастрофе для авиации РФ. Российские предприятия имеют возможность производить ремонт украинских двигателей и могут временно использовать SaM146. Также Крутоусов отметил, что потребность в Д-436 в принципе невелика.
«Во-первых, мы достаточно долго можем эксплуатировать самолёты, где стоят Д-436, так как часть комплектующих производится в России и мы можем ремонтировать движки. Во-вторых, SaM146 — это лишь временный вариант, и обольщаться здесь не надо, так как мы, по сути, уже зависим от другого государства — Франции», — сказал Крутоусов.
По мнению собеседника RT, потребность в Д-436 в ближайшие годы может полностью исчезнуть. Эксперт полагает, что российский парк Ан-148 будет ликвидирован, а Бе-200 продолжат летать на SaM146 до появления российского аналога.
«Проект Ан-148 изначально не отвечал интересам российского авиапрома — наше правительство просто пошло навстречу «Антонову», поддержав украинского производителя. Теперь Россия подошла к необходимости тотального избавления от украинских машин и двигателей к ним. Такой подход можно только поддержать. Я надеюсь, что перемены не заставят себя долго ждать», — подчеркнул Крутоусов.