Станция «Киевская» — одна из самых помпезных
«Вечерка» продолжает серию публикаций о станциях Московского метрополитена, признанных объектами культурного наследия. История «Киевской»кольцевой очень личная. — В 1953 году, как известно, главой КПСС стал бывший лидер Украинской ССР Никита Хрущев, — рассказывает архитектор Егор Куваев. — Он тут же решил увековечить Украину в московском метро. При этом ни одна из двух существовавших «Киевских» его не устроили. В итоге был объявлен конкурс на отделку строящейся станции. Было представлено 40 проектов, однако победу в нем одержали киевляне. Группой строителей руководил член Академии архитектуры Украинской ССР Евгений Катонин. Станция получилась одной из самых помпезных и вместе с тем красивых. Настоящий дворец! Одних только пилонов — башнеобразных сооружений в форме усеченной пирамиды — здесь 18 штук. Все они украшены абстрактными орнаментами и мозаичными панно. На них обыгрывается тема истории Украины, а также дружбы народов. Хотя станцию открывали после смерти Сталина, на мозаиках можно было разглядеть семь профилей. После развенчания культа личности шесть из них убрали, а одно осталось — на мозаике «Воссоединение всего украинского народа в едином Советском государстве». Еще с одной из мозаик — «Борьба за Советскую власть на Украине» — случился забавный казус. На ней изображен партизан, использующий переносной телефон на базе штабного FF-17, который производился с 1910 по 1920 год в Германии. Некоторые принимают этот «старинный» телефон за мобильник или ноутбук. — Эта станция по праву признана архитектурным шедевром, — считает Егор Куваев. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Юрий Егоров, москвовед: — На «Киевской»кольцевой очень интересные мозаики. А еще там действует эскалатор, который не менялся с момента открытия — с 1954 года. Разумеется, он совершенно исправен, но проехаться на нем так же круто, как на раритетном автомобиле!