История о голоде на Украине, рассказанная фанатом Гитлера
Скандально известный глава Украинского Института национальной памяти Владимир Вятрович торжественно объявил о том, что совместно с поляками и британцами он намерен снять триллер «Гарет Джонс»
Судя по пафосу заявления, британский журналист Гарет Джонс (в свое время тоже скандально известный) будет представлен в этом фильме как некий былинный воин, в одиночку героически сражавшийся против советской государственной машины и раскрывший миру правду о голоде на Украине. Согласно Вятровичу, Джонс в 1933 году, «невзирая на смертельную опасность, отправился в Советскую Украину, чтобы раскрыть и донести до мирового сообщества всю правду о трагедии Голодомора».
Кто же такой — этот Джонс? В начале 30-х британский журналист действительно был известен своими сенсационными репортажами, правдивость которых часто ставилась под сомнение его коллегами. Но более всего он прославился откровенным прославлением Адольфа Гитлера и немецких нацистов. Любопытно, отразят ли авторы триллера эту страсть Джонса в фильме?
Британец был одним из немногих иностранных журналистов, входивших в «гитлеровский пул». В феврале 1933 году Джонс сопровождал лидеров НСДАП в полете через Германию, с восторгом описывая «великого Гитлера». В массе своих статей он не раз восторгался нацистами и их вождями.
Наверное, неудивительно, почему фанат нацистских коллаборационистов Вятрович так заинтересовался биографией этого любителя нацистов.
Но что же Джонс писал о периоде, известном на Украине как «Голодомор»? На самом деле, здесь Вятровича и Ко ждет ряд разочарований. Впервые о страшном голоде в СССР Джонс рассказал в своих воспоминаниях о поездке в Страну Советов еще в 1931 году, когда на Украине никакого голода и не было. Тем не менее рассказы Джонса были такими, как будто все вокруг уже жутко голодали.
Кульминация публикации этих дневников Джонса — цитата некоего рабочего, которого журналист якобы встретил в поезде: «Очень многие русские никогда не простят американцев, британцев и немцев за то, что они торгуют с Советами… Все лучшие вещи посылаются за границу — мы голодаем». При этом данные слова были сказаны в комфортабельном поезде с вагоном-рестораном, в котором хватало и еды, и водки.
Подчеркнем, Джонс писал о «страшном голоде» в СССР в тот период, когда еще голода и не было. В начале 1930-х в немецкой (особенно в нацистской) прессе был большой запрос на подобные статьи о Советском Союзе.
Значительная часть фотографий, которые теперь используются украинскими пропагандистами как фото периода 1932-33 гг., снятых в голодающей Украине, появилась сначала именно в германской прессе. Например, во многих книгах о Голодоморе в качестве доказательства используются фотографии, напечатанные в 1935 году в бульварной газете Chicago American еще одним скандально известным журналистом Томасом Уокером. Согласно официальной легенде, Уокер тоже чудодейственным образом проник в Советскую Украину и сделал оттуда репортажи о голоде.
Причем никого из пропагандистов особо не смущает тот факт, что Уокер якобы посетил Украину осенью 1934 года, когда голода там уже не было. Как и не смущает тот факт, что он пишет о посещении населенных пунктов с типично украинскими названиями «Тамбофф» и «Веронеж». А фотографии, использованные им в качестве иллюстрации, вообще вряд ли сделаны на Украине. Так, фотографию с падшими лошадьми, которую сейчас используют почти все украинские пропагандисты, сначала подписали «Белгород». Однако в позднейших публикациях ее стали подписывать «Харьков». Отсюда складывается впечатление, что Уокер и не был в тех местах. История с загадочной поездкой Джонса в голодающую Украину в марте 1933 года очень напоминает историю с поездкой Уокера. Вообще сложно представить, чтобы западные журналисты в начале 30-х могли «секретно» разъезжать по СССР, не привлекая внимания спецслужб. Во всяком случае, даже в дневниках Джонса нет никаких намеков на то, что он прятался, уходил от слежек, шифровался.
А хронология «украинской» поездки Джонса, якобы состоявшейся в 1933 году, тем более наталкивает на ряд размышлений. Сами посудите, 2 марта 1933-го он объявил, что только намерен выехать в СССР из нацистской Германии, причем по дороге собирался посетить Польшу, Восточную Пруссию, Литву и Латвию. 23 марта он в Москве брал интервью у наркома иностранных дел М. Литвинова. А уже 29 марта Джонс, находясь в Берлине, выпустил свой знаменитый пресс-релиз о страшном голоде на Украине, свидетелем которого он якобы стал.
Неудивительно, что целый ряд знаменитых западных журналистов, включая Пулитцеровских лауреатов, подвергли рассказы Джонса сомнению, а то и откровенно назвали его «лжецом», явно преувеличившим масштабы голода в СССР.
Судя по обнародованным недавно дневникам Джонса (если и они не являются подделкой), дальше Харькова он не доехал, провел там несколько дней, причем нигде в блокнотах вы не найдете описаний трупов на улицах (а именно так представляют голодающий Харьков нынешние пропагандисты). Джонс подробно описывает цены на продукты в Харькове, из чего можно предположить, что они там были. А все разговоры о голоде, фиксируемые журналистом в дневнике, базировались в основном на слухах.
Но даже если предположить, что все слухи были верны, для украинских сторонников теории «геноцида» есть ряд досадных моментов. В своих публикациях британец постоянно доказывал, что голод 1932-33 гг. был всеобщим явлением для СССР, а не только для Украины. «Нет хлеба, — писал он в своей скандально известной публикации. — Мы умираем. Эти крики идут из всех частей России — с Волги, из Сибири, Белоруссии, с Северного Кавказа, из Центральной Азии».
Лишь одна эта фраза (а Джонс повторял подобное не раз в своих публикациях) ставит крест на теории Голодомора как инструмента сознательного истребления украинцев, поскольку она доказывает, что голод тогда был повсеместным, а не только украинским явлением — факт, который пытаются теперь отрицать на Украине. Причем в той самой статье, которую теперь Вятрович и Ко пытаются представить как «начало раскрытия правды о Голодоморе» Джонс пишет больше о голоде в Казахстане, вообще не упоминая об Украине.
Несомненно, голод 1932 года в СССР был значительным и унес немало жизней наших сограждан как на Украине, так и во многих других регионах страны. Но спекулировать на этой трагедии, значительно завышать число ее жертв и преподносить публике апологета Гитлера в качестве героя — аморально.