Ветеранский паек для Украины

К концу 2017 года статус участников боевых действий на Украине имеют более 280 тысяч человек. Еще в июне 2016 года министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что за три года проведения АТО («антитеррористической операции» — так в стране называют боевые действия в Донбассе) по возвращении из зоны боевых действий покончили с собой около 500 военнослужащих. Это лишь одна из социальных проблем на Украине, которые связаны с возвращающимися из зоны конфликта людьми.

Как живут вернувшиеся на Украину ветераны АТО
© РИА Новости

Олег – харьковский журналист, пошел воевать в мае 2014 года. В октябре был ранен, под Песками ему перебило обе ноги.

«Меня лечили в Днепре. В больнице имени Мечникова. Делали несколько операций, использовали дорогие препараты. Все это — не за государственный счет. Деньги мне собирали харьковские волонтеры и коллеги журналисты», — рассказал Олег «Газете.Ru».

Когда его выписали из больницы, пришлось обойти десятки всяких комиссий, чтобы получить статус пострадавшего в ходе боевых действий. «В конце концов, никакой положенной денежной компенсации мне так и не выплатили. Сказали ждать», — рассказывает Олег. Таких случаев немало. Львиная доля обмундирования, вооружения, оплаты лечения и реабилитации воевавших в АТО было профинансировано за счет их родственников и волонтерских средств. Компенсаций на данный момент не предвидится.

Спустя три года после начала конфликта на востоке Украины, ветераны АТО с регулярностью дают украинским СМИ не самые позитивные информповоды. Чаще речь идет о бытовых конфликтах. Например, в июле сообщалось об инциденте в Херсоне: группа ветеранов сначала ввязалась в драку в кафе «Чайка», на место инцидента приехала полиция, после чего бывшие воины вступали в конфликт и со стражами правопорядка.

>> «Вьетнамский синдром» АТО: все только начинается

Чуть ранее в Киеве случилась драка между водителем маршрутки и ветераном АТО. Водитель не захотел подвезти бывшего добровольца бесплатно. Завязалась драка, в результате которого ветеран АТО получил ножевое ранение.

Такие ситуации сейчас для Украины норма. Вместо почитания, уважения и материальных благ «герои АТО» получили после возвращения с поля боевых действий увечья, безработицу и экономическую необустроенность.

В начале года внимание общественности привлекло дело батальона «Торнадо», многие из участников которого совершали тяжкие преступления (убийства, похищение людей, сексуальное насилие) в период с 2014 по 2015 годы.

Фактор непредсказуемости, исходящий от бывших добровольцев, остается и важной политической проблемой для действующей киевской власти.

Затянувшаяся блокада железнодорожных путей из Украины в Донбасс (вопреки многочисленным призывам из Киева) и недавние столкновения с полицией перед зданием Верховной рады под лозунгами «майдана» экс-губернатора Одесской области и бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили демонстрируют: у президента Петра Порошенко недостаточно влияния, чтобы контролировать десятки тысяч бывших бойцов АТО. Многие из них готовы к радикальным действиям тем охотнее, чем яснее им становится, что власти страны до сих пор не могут предоставить им социальные и экономические гарантии.

В рамках шести прошедших в 2014-2015 годах волн мобилизации на Украине на военную службу были призваны 210 тысяч человек, каждый шестой из них был записан как доброволец. Три волны были проведены в 2014 году, и еще три — в 2015 году. Призванные в рамках четвертой волны меняли призванных в первую волну, пятая меняла вторую, а шестая — третью. Срок ротации составил около года.

Начиная с третьей волны мобилизации, под нее попали военнообязанные, ранее не служившие и не имеющие никакого военного опыта. Они проходили подготовку в течение месяца, после чего многие отправлялись в зону АТО. Сегодня в зоне АТО находятся солдаты, которые были призваны во время пятой мобилизации. Их должны были уже вернуть, но есть вероятность, что они задержатся куда дольше, чем планировалось.

По данным Минобороны Украины на ноябрь 2016 года, в зоне АТО погибли 2145 военнослужащих, небоевые потери составили 487 военных, ранения получил 7091 боец ВС Украины. В апреле 2017 года президент страны Петр Порошенко сообщил, что всего в зоне АТО погибло 2652 военнослужащих, ранено более 420 человек.

Весной 2014 года всем желающим идти воевать в Донбасс Порошенко лично обещал минимум тысячу долларов зарплаты, сохранение рабочего места до возвращения домой, льготы по оплате коммунальных услуг, проезда, оплаты лечения и реабилитации, жилье, землю, бесплатное образование для детей.

По состоянию на 2017 год, по данным министерства обороны Украины, «военнослужащим, которые несут службу на линии боевого соприкосновения, выплачивается денежное вознаграждение в сумме 6 тысяч гривен (12 тысяч рублей). «В других местах дислокации в пределах района проведения антитеррористической операции вознаграждение составит 2,4 тысяч гривен (5 тысяч рублей)», -— заявляла начальник управления коммуникаций и прессы Оксана Гаврилюк. Ранее эти суммы составляли 4,2 тысяч и 1,2 тысяч гривен (9 и 3 тысячи рублей) соответственно.

Зато на начало 2017 года, согласно реестру судебных решений, украинские суды подписали около тысячи обвинительных приговоров за уклонение от призыва по мобилизации согласно статье 336 уголовного кодекса Украины. Она предусматривает лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Одним из самых привлекательных обещаний для военнослужащих, особенно из западных регионов Украины, стало обещание выделения земли, в размере до 2 га на человека. Такая программа была инициирована главой госземагенства Сергеем Рудиком еще в 2014 году. По данным официального сайта Сергея Рудика, для этого планировалось использовать 2521 земельный массив общей площадью 18380,2 га. Согласно официальной процедуре, любой, имеющий статус участника боевых действий в зоне АТО, может просто подать заявление и получить такой участок в любом регионе Украины. Но в итоге эта программа не заработала.

Участникам АТО не выдают участки под формальными предлогами или выдают на территории свалок, а лучшие участки уходят в собственность представителям власти и владельцам фальшивых удостоверений участников боевых действий.

Так, например, мэр Киева и по совместительству руководитель Ассоциации городов Украины Виталий Кличко сообщил, что в Киеве более 23 тысяч участников АТО. Чтобы выделить положенные им по закону участки земли, необходимо найти почти 3 тысяч га земли. Однако, по словам Кличко, в столице нет столько свободной земли.

Аналогичная ситуация сложилась и в других областных центрах. В Ассоциации городов видят два выхода из ситуации. Там хотят предложить участникам АТО выплату денежного эквивалента земельного участка, а если человек настаивает на получении надела — выделять землю из общегосударственного реестра свободных земельных участков. В этот реестр хотят включить территории за пределами населенных пунктов. При этом у экспертов вызывает большие вопросы достоверность оценки реальной стоимости земельных участков. Скорее всего, от военнослужащих просто постараются откупиться по самой низкой цене.

За два с половиной года меньше ста семей погибших на войне киевлян получили обещанные участки, выяснили журналисты. Это меньше половины из тех, кто не вернулся с боев на Донбассе.

Между тем, из более чем 18 тысяч выживших участников АТО участок не получил ни один, — кроме матери ныне народного депутата Надежды Савченко. Причем от соток на окраине Киева Савченко-старшая отказалась, и тогда мэрия предложила ей альтернативный участок в престижном Голосеевском районе: внимание прессы к Надежде Савченко власти не могли не учитывать.

Если в центральных и западных областях страны выдача участков тормозится из-за документальной волокиты, то в восточных областях представители местных властей открыто заявляют, что не хотят видеть у себя ветеранов АТО. Героями их здесь не называют.

Такие случаи неоднократно происходили в Харьковской, Полтавской, Днепропетровской, Запорожской областях. Самопровозглашенные народные республики здесь открыто не поддерживают, но их проблемы понимают и знают о ходе донбасского конфликта больше, чем на украинском западе.

В середине июля участники АТО перекрыли трассу Киев-Чоп в Житомирской области. Так они решили привлечь внимание к проблеме выделения земельных участков. Активисты потребовали у Госгеокадастра разблокировать процесс выдачи наделов участникам АТО.

Около 500 человек в течение суток мешали проезду автотранспорта рядом с селом Левков. На автодороге образовалась пробка. По словам самих митингующих, они недовольны системными отказами Госгеокадастра в выдаче земли участникам АТО.

«Полностью остановлена выдачи земли, оформление документов. Это все заключается в постановлении кабинета министров №413 от 07.06.2017 года, где «царьки» сами себе решили не выдавать людям землю. Каких-то десять человек хотят решать за всю Украину. Получение земли — это конституционное право человека, но президент и премьер решили, что они тут короли», — говорил тогда заместитель председателя общественной организации «Атошник» Сергея Артемова.

По его словам, сейчас проходит «предупреждающая акция», но «ребята уже хотят крови и зрелищ». Впрочем, никакой надежды на то, что украинские власти услышат эти предупреждения, нет. Президент Украины и его команда сейчас больше обеспокоены протестами в центре Киева, чем проблемами тех людей, которых они отправили в зону конфликта.