Антисоветский фронт: как в украинских школах отметили «Неделю УПА»
Напомним, что в октябре 2014 года президент Петр Порошенко своим указом отменил традиционный День защитника отечества (отмечался по старой традиции 23 февраля) и перенес его на день создания УПА (основана 14 октября 1942 года). Ukraina.ru изучила и проанализировала, как киевские школы исполнили рекомендации министерских чиновников и был ли вообще смысл в этом. Просьба на 23 страницы В законодательном аспекте «рекомендация» не несёт обязательства её выполнения. Позитивное решение прислушаться к рекомендациям принимает педагогический совет, в противном случае школа просто не учитывает пожелания государственных служащих, причем это в рамках закона. Таким образом, письмо-рекомендация № 1/9-505 от 19 сентября 2017 года «О праздновании Дня защитника Украины» — просто документальное подтверждение того, чем на самом деле озабочены подчиненные Гриневич. В самом письме Минобразования при участии Украинского института памяти (директор Владимир Вятрович — прим. ред.) на 23 страницах подробно советовали провести встречи с воинами УПА и АТО, а также детально описывали, как провести уроки. Например, в виде презентации, где предлагают «исследовать методы отслеживания агентов НКВД и гестапо», а так же провести «мысленную подготовку и утверждение главных идейных документов УПА». Анализ документа свидетельствуют о том, что его канва лежит в убеждении молодого поколения в антинемецкой и антисоветской деятельности украинских повстанцев. Так, на странице 10 письма-рекомендации предлагают зачитать детям следующий довод: «антинемецкий фронт повстанцы открыли 7 февраля 1943 нападением на комендатуру, что в Ровенской области ». В свою очередь напомним, что по сведениям из немецких архивов, за всю войну потери немцев в спонтанных стычках с УПА составили несколько десятков человек, среди которых нет ни одного старшего офицера. Борьба за умы маленьких украинцев Реализованы подобные рекомендации были по-разному: где-то в рамках закона максимально избежали героизации новых примеров для подражания, а где-то подошли с полной отдачей и сознанием. День Героев отметили во Львове Отметим, что еще накануне пятничных уроков патриотизма в социальной сети Facebook начал набирать популярность пост Спартака Головачёва от 12 октября 2017 года, где родитель опубликовал свой скан письма к руководству школы. Отец убедительно попросил руководство школы не привлекать его ребенка к «патриотическим» мероприятиям. Свою позицию родитель аргументировал тем, что его дочь (профессионально занимается плаванием) имеет возможность «доказать свой патриотизм лучше марширующих с флагами и гимнами её одноклассников». Тем не менее, несмотря на позицию отдельных родителей, школы массово проводили уроки патриотизма. Так, в элитной киевской гимназии № 32, что на Печерске, от подобных мероприятий сложилось весьма двоякое впечатление. С одной стороны, по словам родителей, в их учебном заведении ежегодно проводят линейку в этот день и уроки с ветеранами АТО. «В том году в гимназию приходили АТОшники и были просмотры фильмов «Аэропорт» и «Добровольцы Божьей четы» (оба кинофильма про конфликт на Донбассе — ред.) и проводили линейку в память об участнике АТО, выпускнике гимназии — Игоре Белошицком (боец полка «Азов», ультрас «Динамо», погиб в 2014 году — прим. ред.). В этом году то же самое и вскользь что-то упоминали про УПА», — рассказывает отец ученика гимназии В. Бестужев. С другой стороны, родители отмечают, что подобные занятия и лекции проводятся по разнарядке и, как правило, не являются инициативой родителей или руководства. А вот в гимназии № 153 имени А. С. Пушкина, которая входит в десятку лучших учебных заведений украинской столицы немного по-особенному отметили этот День защитника Украины. «Я не очень хочу распространяться об этом, учитывая всеобщий дурдом. Как мне рассказали дети, то они сегодня слушали во время классного часа про освобождение Украины от немецко-фашистких захватчиков и никаких других «героев» там не было. Наши дети учатся. Хватит, что после Дня Победы в мае они играли в «Джуру» (украинский аналог советской «Зарницы» — прим. ред.)», — делится своими эмоциями С. Бурлака. А вот наибольшую активность и рьяность в указаниях проявили в 309-й школе города Киева, что на Позняках. Именно здесь одними из первых в украинской столице начали практиковать уроки, посвященные деятельности украинских националистов и повстанцев. В 2015-м году в здании учебного заведения фактически был открыт единственный в Киеве «Музей визвольних змагань» (рус. «Музей освободительного движения»). В эти дни школьникам провели лекции в музее о борьбе повстанцев Украины с «немецкими и советскими оккупантами», а также рассказали о борьбе нынешней «оккупацией» на Востоке Украины. Для наглядности использовали артефакты повстанцев ОУН-УПА 1941-1944 годов: английские и австрийские гранаты, фляги и патроны. Показывали стилизованные под красно-черный стяг УПА стенды с фотографиями, где изображены военные деятели того периода. Во Львове прошел марш украинских скаутов В рассказе о нынешних украинских освободителях вкратце рассказали о борьбе с «сепаратистами» и показали наглядные пособия 2014-2017 годов в виде доказательств: макеты гранатометов, фотографии и даже капот от разбитого автомобиля с эмблемой полка «Азов». За всем этим процессом строго наблюдали два манекена в форме УПА, над головами которых возвышались изображения небезызвестных Романа Шухевича (главнокомандующий УПА) и Симона Петлюры (председатель Украинской Народной Республики 1919-1920 года). Показательно, что в одном из своих интервью бывший директор евпаторийской школы (до 2014 года), а ныне руководитель киевской 309-й Ольга Тимошенко в интервью украинским СМИ заявила: «Я по профессии учитель украинского языка. Я всегда в детях воспитывала чувства патриотизма на примерах людей, которые свою жизнь отдавали за Родину ». Ведают, что творят Для того, чтобы прояснить эффективность подобных воспитательных мер в системе украинского образования, Ukraina.ru пообщалась с аспирантом кафедры психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Мариной Карикиной. «Существует мнение, что на данный момент школьники в силу информатизации общества, имея неограниченный доступ к информации, формируют собственную точку зрения относительно политики, государства, истории; и якобы школа или семья не в силах уже повлиять на ребенка — это мнение ошибочно», — заявила Карикина. По словам эксперта, общеобразовательная школа охватывает очень важный возраст от 7 до 17 лет. Например, младший школьник в возрасте 7-10 лет в силу того, что сталкивается с новой социальной ролью и встречает своего первого учителя, тянется к нему, и мнение учителя всегда очень важно для ребенка, иногда даже важнее мнения родителей. «В этот период (младшая школа — прим. ред.) у ребенка считается два значимых взрослых — родитель и учитель. Если представить систематические классные уроки на патриотическую тему, несложно догадаться, что ребенок будет считать верным именно эту «школьную» точку зрения. Вообще, влияние школы во весь период обучения это как «капля в лоб» — речь идет о систематическом влиянии. Школьное воспитание патриотизма в тандеме с семейным воспитанием дает практически 100% попадание невзирая на доступ к различной информации, в том числе на просторах интернета» — резюмировала аспирант кафедры МПГУ Марина Карикина. Когда лед тронулся Напомним, что 5 лет назад первыми уроки, посвященные УПА — начали проводить на Западной Украине. Тогда, первый урок 1 сентября по решению Львовского управления образования приурочили к 21 годовщине Независимости Украины, а так же созданию УПА и деятельности её членов. Уже в 2017-м году этот опыт порекомендовали перенять всей Украине. Так же с 2020-го года вся система украинского образования будет полностью украинизирована.