Почему Киев тормозит приватизацию спиртовой промышленности
На Украине ожидают прибытия новой миссии Международного валютного фонда. На протяжении нескольких лет Киев обещает МВФ провести приватизацию государственных активов. Реформы являются условием предоставления стране финансовых траншей. Однако предлагаемые правительством отраслевые преобразования, по мнению экспертов, только тормозят передачу компаний в частные руки. Речь идёт в том числе и о концерне-монополисте «Укрспирт», в составе которого более 40 предприятий. RT разбирался, как украинские чиновники саботируют приватизацию заводов по производству спирта. В руководстве государственного украинского предприятия «Укрспирт» недавно произошли очередные перестановки. По распоряжению кабмина Украины исполняющим обязанности директора госкомпании назначен Юрий Лучечко, ранее возглавлявший профсоюз госпредприятия «Укрспирт». Предприятие, созданное в 1996 году постановлением правительства, давно фигурирует в криминальных сводках. Практически ни один из директоров «Укрспирта» не смог продержаться на своём посту дольше года. Текучка кадров Назначенный в июне 2014 года главой предприятия Михаил Лабутин уже в 2015 году был объявлен в международный розыск в связи с обвинениями в растрате имущества и неуплате налогов. Что интересно, во время следствия буквально на глазах сотрудников Генпрокуратуры Украины его похитили бойцы националистического батальона «Айдар» — якобы для того, чтобы спасти чиновника от «произвола правоохранительных органов». Следующий и. о. директора ГП «Укрспирт», Роман Иванюк, руководил компанией с января по декабрь 2015 года. За это время предприятие сумело погасить часть задолженности перед поставщиками сельскохозяйственного сырья и НАК «Нафтогаз» за предыдущий год. Однако уже в декабре Иванюк подал в отставку по собственному желанию из-за проволочек с приватизацией предприятия. Ещё один руководитель ГП «Укрспирт», Олег Дрожжин, также недолго занимал должность директора. Дрожжин возглавил компанию в 2016 году и уже к концу года против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в умышленном препятствовании деятельности профсоюзов. Занимавший пост главы «Укрспирта» в 2014 году Виктор Панков был расстрелян неизвестными в мае 2017 года. По мнению знакомых погибшего, убийство было частью теневой борьбы за контроль над «Укрспиртом». Как пояснил в интервью «КП на Украине» адвокат Игорь Чудовский, предприятие буквально утонуло в коррупции. «Это предприятие полностью криминализировано. Его уже сколько лет пытаются приватизировать, но воз и ныне там. Потому что кормится из этого корыта всё руководство — начиная от СБУ, налоговой, теневого бизнеса и т.д.», — заявил Чудовский. В июле 2017 года Государственная фискальная служба Украины провела обыски на заводах «Укрспирта», был изъят почти миллион литров неучтённого алкоголя на сумму порядка 180 млн гривен. Повторные обыски состоялись в августе, к оперативным действиям в 11 областях были привлечены 260 сотрудников налоговой полиции. Обыски на заводах, производящих ликёро-водочную продукцию Facebook © Сергей Билан Несмотря на монопольный статус, «Укрспирт» тонет в долгах: в начале 2016 года задолженность предприятия по решениям судов различных инстанций достигла 1,4 млрд гривен. Об этом в интервью Agravery.com сообщил замдиректора ГП Сергей Блескун. По мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, большинство спиртовых заводов задействовано в теневом секторе при значительном участии криминалитета. При этом реальные показатели отрасли могут заметно отличаться от официальных данных: едва ли не половина продукции поступает на теневой рынок, в обход акцизных сборов. «Главные источники контрафактного алкоголя на украинском рынке — это государственные заводы, — пояснил эксперт в интервью RT. — Многие предприятия до половины своей продукции реализуют на теневом рынке. Эта сфера всегда была одной из наиболее коррумпированных и криминализированных на Украине». Аналогичной точки зрения придерживается и завкафедрой международных экономических отношений украинской Национальной академии управления Олег Соскин. «Контроль над «Укрспиртом» — это огромные теневые доходы, — отметил он в беседе с RT. — Украинские спиртовые заводы всегда производили огромное количество неучтённой продукции. При этом, по официальной отчётности, эти предприятия убыточны. Вокруг этих предприятий функционирует колоссальная криминальная система, завязанная в итоге на власть, на её силовые структуры. Эта система существует очень давно, и сложилась она ещё при Кравчуке (экс-президент Украины. — RT). Новая власть начала очередной передел активов, начала расставлять на ключевых должностях своих людей. К тому же падение прибыли спиртовых заводов привело к ожесточению борьбы: ресурсов уже не хватает на все группы влияния». Reuters © Gleb Garanich Осознанная монополия Начиная с 1990-х годов объёмы производства спирта на Украине неуклонно падают. Если в период с 1990 по 1996 год в стране ежегодно производилось порядка 43—62 млн декалитров (один декалитр равен десяти литрам) спирта, то с 1997 года показатели стали снижаться. В 2007 году, к примеру, объём произведённого пищевого спирта составил всего 31,3 млн декалитров. По данным главы Торгово-промышленной палаты Украины Геннадия Чижикова, сейчас в стране производится в пять раз меньше спирта, чем в 1996 году. Результатом роста внутренних цен на спирт стало падение экспорта при одновременном увеличении импорта. В прошлом году импортные поставки алкоголя вдвое превысили объём экспорта. За десять лет экспорт украинской алкогольной продукции упал с 12 млн до 1,1 млн декалитров. Параллельно в стране растёт теневой рынок контрафактного алкоголя. По мнению экспертов, в столь плачевном положении отрасль оказалась в результате осознанной монополизации рынка пищевого спирта. В 1996 году согласно решению кабмина большинство производителей спирта были объединены в государственный концерн «Укрспирт». Госкомпания получила право контролировать производство спирта, управлять заводами, распределять заказы на спирт по своим предприятиям и решать, кому и по каким ценам будет отпускаться продукция. Ситуация усугубляется запретом на производство спирта для частных компаний. Заседание Верховной рады Украины globallookpress.com © Sergii Kharchenko О необходимости реформировать отрасль в Киеве говорят давно, однако никакой положительной динамики в этом направлении до сих пор нет. В 2013 году профильный комитет Верховной рады выдвинул инициативу по разгосударствлению производства спирта. Предлагалось ослабить монополию государства на спиртовом рынке, пустив на него частные компании. О приватизации речь не шла: уже тогда большинство предприятий отрасли находились в столь тяжёлом положении, что продать их получилось бы лишь за бесценок. В первые же месяцы после «евромайдана» новые власти поспешили объявить о масштабной приватизации государственных активов. В этот план был включён и концерн «Укрспирт». «Считаю, что компания «Укрспирт» должна быть приватизирована, как и другие компании, которые являются предметом коррупции, а не развития страны», — заявил в июле 2014 года Арсений Яценюк, возглавлявший в то время кабмин. Впрочем, дальше планов и деклараций процедура приватизации концерна так и не продвинулась. По оценкам Министерства аграрной политики Украины, на сегодняшний день из 80 украинских спиртзаводов потенциальный интерес для инвесторов представляют только восемь. В ноябре 2016 года правительство сформулировало предложения по приватизации ГП «Укрспирт» в проекте закона о демонополизации и внедрении рыночных принципов функционирования спиртовой отрасли. Правда, по словам экспертов, идеи правительства носили скорее антирыночный характер. Например, предлагалось установить для приватизируемых предприятий семилетний мораторий на подъём производственных мощностей. Кроме того, планировалось ввести ограничения на дальнейшую перепродажу — даже в случае банкротства. По мнению экспертов, эти меры только затруднили бы работу приватизированных заводов, а также усложнили бы получение ими кредитов. Летом 2017 года Рада отказалась принять законопроект на рассмотрение. © ukrspirt.com На Украине до сих пор не вступил в силу общий закон о приватизации государственных активов. 4 сентября правительство внесло в Раду новый проект закона о приватизации, отдельно в документе упоминается ГП «Укрспирт». В частности, планируется разделить спиртовые заводы на категории: первым будет разрешено заниматься выпуском сырья для алкогольной продукции, вторые смогут производить другие виды спирта. Кроме того, в документе сохраняется норма, ограничивающая производственные мощности спиртовых заводов после приватизации. Спектакль для МВФ Между тем приватизация госсобственности — одно из ключевых требований Международного валютного фонда для предоставления Киеву займов. Обязательным условием выделения очередного транша является ускорение ключевых реформ, заявил 14 сентября представитель МВФ Джерри Райс. По мнению экспертов, киевские власти намеренно тормозят приватизацию ряда активов, хотя и изображают при этом бурную деятельность. Передача спиртовых заводов в частные руки грозит демонополизацией рынка. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард Reuters © Lintao Zhang «Попытка правительства ограничить потолок легального производства спирта может быть связана в числе прочего и с желанием подыграть теневому рынку, — считает Руслан Бортник. — Похожая ситуация на Украине сложилась в энергетической сфере и, например, вокруг Одесского припортового завода. А за контроль над спиртовой отраслью идёт борьба между примерно 30 кланами влияния — уголовными, силовыми, группами власти и т.п. Это очень многослойная игра». По мнению Олега Соскина, предлагаемые правительством ограничения автоматически блокируют приватизацию — никто не захочет инвестировать на таких условиях. «В целом украинская экономика сегодня не может создать эффективные производственные цепочки, а народное хозяйство используется для обогащения узких кланово-корпоративных групп. На самом деле действующая элита не заинтересована в том, чтобы активы ушли в частные руки, а отрасль стала прозрачной. На словах Киев делает вид, будто выполняет требования МВФ, но на практике тормозит приватизацию», — подвёл итог эксперт.