План Маршалла для Украины: очередная иллюзия
Впервые идею разработки программы массированной финансовой помощи Украине, по аналогии с планом Маршалла, озвучил Джордж Сорос. Высказал он ее сразу же после победы «Революции Достоинства». Старый лицедей, автор многих цветных революций, Сорос прекрасно понимал что будет с экономикой Украины после разрыва отношений с Россией и подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Несмотря на одиозную репутацию самого Сороса и настороженное отношение ко всем его » филантропическим» инициативам, идея пришлась многим по вкусу, тем более что последующие вслед за Евромайданом аннексия Крыма и война на Донбассе позволяли проводить волнующие исторические параллели с теми целями, которые преследовали США, когда выделили 13 миллиардов долларов на подъем экономики послевоенной Европы. Повсеместно стали раздаваться голоса, требующие немедленно оказать масштабную финансовую помощь Украине, чтобы переориентировать ее экономику на Запад и тем самым исключить ее возвращение под контроль России. План Маршалла, который был реализован американцами, знают все, но не все знают что до него, в период с 1945г. по 1948г., они реализовали другой, так называемый план Моргентау. Это был план превращения Германии в аграрную страну путем уничтожения ее промышленности и частично банковской системы, названный так по имени министра финансов США Генри Моргентау, предложившего его еще в 1944 году. План потерпел неудачу в силу того что он не мог прокормить все население тогдашней Германии. Изучивший положение дел в 1947 году экс-президент США Гувер заявил: «Это иллюзия, что Новая Германия может быть превращена в аграрное государство. Это недостижимо, пока мы не уничтожим или вывезем из нее 25 миллионов человек.» Поэтому в 1948г. США приступили к другому плану — плану Маршалла! Так что на самом деле все было не так романтично. Вслед за планом Сороса свой план «Маршалла для Украины» предложил знаменитый французский журналист, писатель и философ Бернар-Анри Леви. Основные тезисы Плана Леви сводились к тому чтобы: — ежегодно проводить мини-Давос в Киеве, посвященный исключительно проблемам Украины (для журналиста это простительно); — выдать правительству Украины крупный европейский заем (это даже уже не смешно); — создать страховую компанию для защиты от рисков тех, кто будет инвестировать на Украину (и как отразится на стоимости капитала страховка на Украине?). К идеям французского философа отнеслись снисходительно, с пониманием тех чувств, которые переполняли известного борца за демократию и справедливость во всем мире. Леви пояснили что правительству Украины никто денег по «Плану Маршалла» давать не будет, потому что все будет разворовано, даже не смотря на то что это и проевропейское правительство. Вслед за журналистом свой план спасения Украины предложил британский историк Тимоти Гартон-Эш. В сентябре 2014 года, в самый разгар АТО, он опубликовал программу 10-летнего плана для Украины. Наряду с помощью в экономической сфере план Гартон-Эш подразумевал также масштабную помощь в военной сфере, что как-то уже не вязалось с сугубо штатской идей плана Маршалла. Почувствовав запах больших денег и тот факт что правительству денег не дадут, поучаствовать в разработке Плана Маршалла и, самое главное, его реализации решили также и украинские модернизаторы. Первым об этом в марте 2015г. заявил находящийся в Вене Дмитрий Фирташ. Возглавляемая им Федерация работодателей Украины и ряд профсоюзов создали «Агентство модернизации Украины» (АМУ), с целью «привлечения ведущих мировых экспертов к разработке комплексной программы реформ для Украины, программы модернизации Украины на 25 лет». Учитывая некоторые трудности главного вдохновителя АМУ, все ее форумы и совместные с европейцами круглые столы проходили исключительно в Вене. Охладевший к своему собственному Плану Маршалла Бернар-Анри Леви решил также стать одним из соучредителей АМУ, а само Агентство возглавил бывший министр финансов Австрии Михаэль Шпинделеггер. Надо отдать должное Дмитрию Фирташу,- дело модернизации Украины он поставил на прочные европейские рельсы. В совет по надзору АМУ вошли: — член Палаты лордов Великобритании лорд Ричард Ризби (он также соучредитель АМУ); — депутат немецкого парламента и председатель Немецко-украинской парламентской группы Карл- Герг Вельман (он также соучредитель); — Британский дипломат, член Палаты Лордов Великобритании граф Оксфорд Раймонд Асквит; — уже известный нам Бернар-Анри Леви. Учитывая что на отраслевых направлениях также много приглашенным европейских специалистов, можно не сомневаться о серьезности намерений учредителей АМУ. Это и понятно: агентство в своих мечтах замахнулось на суммы аж в 300 миллиардов долларов инвестиций и сотрудники АМК денно — нощно корпят на обоснованием того какой отрасли и сколько надо инвестиций чтобы Украина вырвалась из путинских лап. Однако, результаты трех лет управления новой проевропейской власти оказались столь плачевными, с точки зрения его готовности проводить реформы, что о Плане Маршалла для Украины потихоньку забыли. Все понимали что, если даже МВФ приостановил кредитование, то идти к Ангеле Меркель за деньгами, под какие либо Планы Маршалла просто бесполезно. Более того в конце прошлого года на одной конференции посол Германии на Украине г-н Эрнст Райхель заявил, что «не согласен с теми, кто просит План Маршалла для Украины». Ситуация зависла, правительство рапортовало о росте ВВП в 1.5%, но было ясно что в 2019 году, скорее всего, придется объявить дефолт, так как валюты на оплату коммерческих долгов нет. Уверенности в том что Украина перенесет еще один глубокий скачок девальвации на фоне нерешенного конфликта на Донбассе ни у кого не было, но никто ничего не предпринимал,- ни украинская власть, ни ЕС, ни США. В Украине просто на глазах уничтожается промышленность, но бывший американский посол на Украине Дж. Пайет успокоил что Украина имеет все шансы стать «аграрной супердержавой». Учитывая стремительное сокращение населения Украины, приходится признать что, по факту, на Украине пока реализовывается именно План Моргентау. Все как 72 года назад в Германии! Видя что на выходе плана Моргентау проект Украина может плачевно закончиться, за дело взялись наиболее мотивированные литовцы, в лице двух экс-премьеров А. Кубилюса и Г. Киркиласа, и бывшего главе МИДа Пятраса Вайтекунаса. В начале этого года им удалось провести через литовский Сейм План Маршалла для Украины(!!) и добиться чтобы Европейская Народная Партия упомянула о нем в своей итоговой резолюции. Затем неугомонные литовцы, прихватив с собой не менее неугомонную А. Гопко, отправились в Вашингтон на презентацию своих идей спасения Украины. Надо признать что экс- премьерам, посетив основные центры власти в ЕС, постепенно удалось расшатать ситуацию и привлечь к Плану Маршалла для Украины внимание. Как результат их активности в середине июля на саммите Украина-ЕС Порошенко объявил что обсуждал с руководством ЕС «возможность разработки нового долгосрочного плана экономической поддержки по типу «плана Маршалла». Стороны договорились продолжить обсуждение вопроса на ноябрьском саммите Восточного партнерства. В чем основные экономические идеи «литовского» Плана Маршала? Если коротко, то их… нет. Точнее, все литовские идеи сводятся к тому что ЕС должен выделить 3% (30 миллиардов евро) от своего бюджета и направить на инвестиции на Украину, где они должны направляться на определенные проекты. И хорошо что бы деньги также стали выделять на системной основе ВБ, ЕБРР, IFC и.т.д. Сколько, куда, когда, кому, на каких условиях,- не поясняется. То есть весь План —это пока только политическая декларация о том что, если Украине не оказать некую массированную помощь, то сам ЕС в конечном итоге сильно проиграет, а Путин выиграет. Общая концепция, как всегда, одна и также и, как всегда, примитивна,- надо сделать из Украины модель процветающей демократии, чтобы россияне посмотрели, изумились и прогнали своего Путина. И тогда литовцы смогут спать спокойно. В чем химеричность любого плана Маршалла для Украины, кто бы его не предлагал? И почему никакие планы не помогут? Они все исходят из ложной идеи о том что проблема бедности Украины заключается в самом факте недостатка инвестиций в экономике. То что инвестиций катастрофически не хватает, — это факт. Износ фондов во многих отраслях энергетики и инфраструктуры достигает уже 70-80 %. Это означает что эти отрасли надо восстанавливать практически заново. А это 100-150 млрд долл. по оценкам экспертов. Ежегодно на Украину заходят 4-5 млрл долл внешних инвестиций, большинство из которых имеют оффшорное происхождение, т.е. это обычный частичный возврат коррупционных доходов. А реальных инвестиций нет. Причина отсутствия инвестиций это не сам по себе дефицит в мире инвестиционных ресурсов, а отсутствие благоприятного инвестиционного климата на Украине, поэтому Запад предпочитает предоставлять Украине исключительно кредиты под гарантии правительства, как делает, например, ЕБРР. Но под гарантии правительства может кредитовать и дурак! Кстати, план Маршалла также представлял собой кредиты правительства США и они были гарантированы правительствами стран-заемщиков. А инвестиции это частный риск, без всяких гарантий, а рисковать на Украине никто не желает. И правильно! Есть масса других, более привлекательным мест инвестирования. Но литовцы, лоббирующие свой план Маршала для Украины, на каждом углу заявляют что миллиарды должны пойти в качестве именно инвестиций в экономику. Мол, раз нет частных прямых инвестиций, — их должны заменить деньги европейских налогоплательщиков. Но ЕС может выдать только кредиты, а не может сам инвестировать в качестве собственника проектов. Круг замкнулся! Сколько бы не пыжились литовцы и другие «друзья Украины», они не могут ничего иного предложить кроме как выдать Украине кредиты, под какие либо гарантии. Либо правительства, либо какой-то специально созданной конторы, которую якобы кто то застрахует и т.д. Но частный бизнес не будет брать эти кредиты, потому что на Украине капитал в принципе не создается из за высоких издержек ведения бизнеса. Поэтому на Украине весь бизнес так или иначе связан с бюджетом либо курируется чиновничеством или силовиками. Такая специфика! А западный бизнес и подавно не будет брать никаких кредитов, потому что проблема Украины не в деньгах, а институциональной среде, где нет частной собственности и не соблюдаются контракты. Западные кредиты и вообще западная помощь — куда бы она не направлялась — не способны улучшить институциональную среду, а значит поднять экономику. Зачастую наоборот, — выдавая кредиты коррумпированным правительствам, Запад консервирует ситуацию и загоняет страну в безнадежные долги. Что, собственно, с Украиной и произошло. Экономика начинает реально расти только тогда, когда в стране создаются условия для свободного предпринимательства. Свободные предприниматели быстро привлекают капитал и, самое главное, быстро создают капитал, буквально на ровном месте. почти из воздуха. Такова суть предпринимательства, а не распила бюджета. Почему План Маршалла сработал 70 лет назад в послевоенной Европе и не сработает у нас? Потому что Европе уже была создана благоприятная институциональная среда в результате 150 лет развития «духа капитализма». А на Украине ничего этого нет,- у нас по- прежнему сохраняется полуфеодальное сословное обществе с характерными для него специфическими экономическими отношениями. Литовцам, Европе и Западу в целом надо не деньги предлагать Украине, а, наконец, занять непримиримую позицию по отношению к украинской власти в части выполнения Соглашения об ассоциации и борьбы с коррупцией.