К столетию легендарного маршала Александра Колдунова
В сентябре 2023 года маршалу Александру Ивановичу Колдунову исполнилось бы ровно сто лет. Легендарная личность, дважды Герой Советского Союза, он был одним из самых результативных советских лётчиков-истребителей Великой Отечественной войны. В 1978-1987 гг. он был главнокомандующим Войск ПВО и многое сделал для развития посёлка Заря (ныне микрорайон Балашихи), где долгое время жил и работал. Родился Александр Колдунов 20 сентября 1923 года в деревне Мощиново Монастырского района Смоленской области. С раннего детства мечтал быть лётчиком, причём обязательно истребителем. После средней школы поступил в Реутовский аэроклуб, который успешно окончил. Аэроклуб, располагавшийся в деревне Чёрное Балашихинского района, был хорошей школой. Из его стен вышло немало отличных лётчиков. Колдунов изо всех сил стремился попасть в военное авиационное училище, хотя был ещё очень молод. Ему отказали. Но настойчивый парень не успокоился и написал письмо наркому обороны К.Е. Ворошилову. Тот и разрешил Колдунову поступить в 1941 году в знаменитое Качинское военное авиационное училище. После успешного окончания курса лётной подготовки весной 1943 г. младший лейтенант Колдунов был направлен инструктором в запасную авиационную бригаду в Саратове. Но сидение в тылу было не для Колдунова. Он решил во что бы то ни стало попасть на фронт — сложил вещи и сел в транспортный самолет Ли-2, летевший на фронт… Александр самовольно «пристроился» к лётчикам 866-го истребительного авиаполка, а командир дивизии Б.А. Смирнов, сам боевой истребитель, разрешил ему остаться в части, тем более что, несмотря на свою неопытность, Колдунов хорошо пилотировал самолёт, отличался безграничной смелостью. В мае 1943 г. он был на фронте, а уже 21 июля одержал в своём третьем бою первую победу, сбив над рекой Северный Донец пикировщик Ju.87. Когда личный счёт Колдунова вырос до пяти сбитых самолётов, его назначили командиром звена. Вскоре он стал заместителем командира эскадрильи. Однажды шестерка «Яков», возглавляемая Колдуновым, прикрывала сухопутные войска на правом берегу Днепра. Неожиданно в небе появились истребители противника. На максимальной скорости Александр атаковал Bf 109 «Мессершмидт» и первой же очередью сбил его. Но в это время два самолёта противника зажали в клещи его ведомого. Тогда Колдунов боевым разворотом зашёл в хвост ближайшему «мессеру» и сбил его. После этого противник оставил поле боя. Вскоре появилась группа бомбардировщиков. Атаковав их, Александр поджёг ведущего, а затем с товарищами разогнал остальных. В одном боевом вылете Колдунов одержал сразу три победы и довёл свой личный счет до десяти сбитых самолетов противника! Это стало настоящим триумфом молодого лётчика. Осенью 1943 года, в 20 лет, он стал уже командиром эскадрильи! Именно тогда товарищи и начали называть его «хозяином неба» и «колдуном». Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: «Ахтунг, ахтунг, Колдун!». В мае 1944 года его полк посетил бывший министр авиации Франции Пьер Кот. Именно Колдунову поручили удивить высокого гостя. Тот и удивил. В своих послевоенных воспоминаниях, командир дивизии Борис Смирнов писал: «Перед гостем предстал худощавый высокий пилот в солдатской шинели. В то время у нас не хватало лётного обмундирования, и Колдунов, прямо скажем, не смотрелся. Рукава шинели чуть ли не по локоть, кирзовые сапоги с короткими голенищами… Колдунов взлетел. Через несколько минут он появился над командным пунктом. На высоте 20 метров, на большой скорости он перевернул самолёт «на спину», пролетел над всем аэродромом вниз головой и затем на минимально допустимой высоте исполнил динамичный каскад фигур высшего пилотажа. Бывший министр был в восторге: “Вот это солдат! Вот это лётчик!”. Француз даже подарил Александру золотые часы». К тому времени Колдунов был уже капитаном, командиром эскадрильи 866-го истребительного авиаполка, который входил в состав 288-й истребительной авиадивизии 3-го Украинского фронта. Всего за год своей боевой практики он совершил 223 боевых вылета, провёл 45 воздушных боев, уничтожил лично 15 и в группе 1 самолёт противника. Наградой за это ему стало присвоение 2 августа 1944 г. звания Героя Советского Союза. Свой последний бой Колдунов провёл вблизи города Санкт-Пальтена в Австрии с пятёркой «фоккеров», гружёных бомбами. Александр тогда стремительно атаковал ведущего. Тот не успел сбросить груз и взорвался в воздухе. Александр тут же зашёл в хвост второму Fw.190 и сбил его. Всего за два года своей боевой практики майор Колдунов совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 46 самолётов противника и 1 в составе группы. Это восьмой результат среди советских лётчиков-истребителей за годы Великой Отечественной войны. Летал Александр Иванович исключительно на «Яках». 23 февраля 1948 г. он второй раз получил звание Героя Советского Союза. После войны продолжил службу в истребительной авиации. Летал до 42 лет, успев освоить МиГ-21. В 1952 г. Александр Иванович окончил Военно-воздушную академию в Монино, в 1960 г. — Военную академию Генштаба. Командовал авиаполком, дивизией. С 1960 г. был заместителем, затем — командующим ВВС Бакинского военного округа. С ноября 1970 г. командовал войсками ПВО Московского военного округа. С 1975 г. — 1-й заместитель, а в 1978-1987 гг. — главнокомандующий Войсками ПВО, заместитель министра обороны СССР. В 1984 г. ему было присвоено звание Маршала авиации. Тогда же Александру Ивановичу вручили Ленинскую премию. В это время он продолжил обустройство быта своих подчиненных в посёлке Заря Балашихинского района. Военный городок стал для него родным. 28 мая 1987 г., в День пограничника, на Васильевском спуске у стен Кремля приземлился легкомоторный самолёт с опознавательными знаками ФРГ. За штурвалом нарушителя находился девятнадцатилетний пилот-любитель Матиас Руст. Шла «перестройка», и руководство страны не решилось сбить нарушителя. Постоянно подзуживаемый своим ближайшим окружением, Горбачёв искал повод для расправы над оппозиционным руководством Вооружённых сил СССР. Нужно было искать виновного. Им и «выбрали» маршала Колдунова. То, что не смогли сделать асы люфтваффе, доделали Матиас Руст с Горбачёвым… В Балашихе помнят о прославленном маршале. В новом микрорайоне Авиаторов в его честь названа главная улица. Алексей Галанин