Войти в почту

Как  в Ленобласти энтузиасты сохраняют память об отечественной военной истории

В Ленинградской области появляется все больше туристических объектов, связанных с военной историей. Очень многое делается руками энтузиастов: они создают настоящие музеи, наполненные любопытнейшими экспонатами, а зачастую и экскурсии проводят сами. Правда, экспозиции чаще всего не очень большие, поэтому за одну поездку можно посетить несколько интересных мест. Например, отправившись из Санкт-Петербурга на автомобиле по Киевскому шоссе.

Как  в Ленобласти энтузиасты сохраняют память об отечественной военной истории
© Российская Газета

Авиация началась в Гатчине

История отечественной военной авиации началась в Гатчине. Именно здесь был открыт первый в стране военный аэродром, начался набор в первую авиационную школу, в которой готовили будущих летчиков. Так что появление здесь музея, причем на территории бывшего аэродрома, - шаг закономерный. Однако сделанный не так давно и именно силами неравнодушных людей. Экспозиция рассказывает об истории покорения воздушной стихии - от самолета Можайского (XIX век) до космических ракет.

- Мы начали реализовывать проект два года назад, собирали материалы, экспонаты. Что-то приносили гатчинцы, что-то мы покупали. Власти тоже помогали: без их поддержки мы бы не смогли получить списанную военную технику. Изначально, еще разрабатывая план будущего музея, решили: современные технологии будем использовать по минимуму, то есть упора на ныне популярный интерактив не делаем. Зато у нас все живое, настоящее. Можно потрогать, а что-то и примерить, например летные шлемы, - поясняет Геннадий Панев, генеральный директор музея.

Можно сесть в кабину настоящего вертолета и представить себя в небе. Но это, конечно, не в помещении, а на выставочной площадке рядом. Здесь стоят вертолеты Ми-2, Ка-26, самолеты МиГ-19, Як-9 - тот самый легендарный истребитель, сыгравший немалую роль в Великой Отечественной войне.

Отдельно - двигатель бомбардировщика Пе-2, найденный поисковиками. Именно на этом самолете (узнали по номеру) в огненный таран на артиллерийские установки противника пошли 30 сентября 1943 года Герои Советского Союза Василий Гречишкин и Алексей Перегудов. Когда Пе-2 был подбит немцами и загорелся, летчики приняли решение ценой своей жизни уничтожить зенитную установку. Гречишкин погиб в горящем самолете, Перегудова выбросило из кабины уже у земли, но полученные ранения оказались смертельными. Стрелок-радист Иван Марченко, третий в экипаже, которого во время пике воздушный поток буквально вырвал из кабины, спасся, но попал в плен и был отправлен в концлагерь. И все-таки Марченко выжил и уже потом, после войны, подтвердил: Пе-2 не просто падал, его до последнего вели на таран. Говорят, внук Перегудова, тоже летчик, не смог сдержать слез, когда увидел реликвию.

Отдельный раздел посвящен первым летчицам. Биографии авиатрис поражают. Так, княгиня Евгения Шаховская училась в летной школе Гатчины, достигла больших успехов, участвовала в Первой мировой войне. Но погибла вовсе не в бою, а в случайной ресторанной перестрелке.

В Гатчине можно увидеть даже первые отечественные аэропланы. Фото: Станислав Акимов

Музей собираются расширить до целого комплекса, включающего большой ангар на 12 самолетов.

Наследие двух войн

Форт Красная Горка (Алексеевский - по имени последнего цесаревича) - один из двух мощнейших береговых фортов Кронштадтской позиции (второй - Ино). Алексеевский еще называют 22-м фортом Кронштадта. Основные постройки 1909-1914 годов - главной задачей того времени было сдерживание возможной атаки немецких войск. Во время Великой Отечественной войны Красная Горка стала центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Грозные орудия (по суше дальность их стрельбы составляла 25 километров, по воде - за счет того, что форт находится на высоте 35 метров над уровнем моря - существенно увеличивалась, до 40 с лишним километров) и мощные стены сооружений делали форт практически неприступным. Даже была издана специальная директива, в которой было сказано, что не нужно обстреливать форт - все равно бесполезно. Форт использовался и в 50-х годах ХХ века, когда мир готовился к ядерной войне. Потом его превратили в складские помещения, а окончательно военные покинули территорию в 1990-х годах.

Два километра фортификационных сооружений расположены под землей. Наземных объектов всего два, и в одном из них - каземате - и расположена выставочная экспозиция. Кстати, формально Красная Горка числится именно выставкой, а не музеем. Вход бесплатный.

Здесь все держится на народном энтузиазме.

- Красная Горка, можно сказать, - последний окоп в моей жизни. Помощи от государства нет вообще, мы все делаем сами. Официально именуемся выставкой военных артефактов, а не музеем. Мне предлагали оформить форт как частный музей. Но тогда нужно оформлять на кого-то одного. Это неправильно. У меня сорок товарищей, которые принимали активное участие в возрождении Красной Горки, - объясняет Александр Сенотрусов, идейный вдохновитель проекта. Он - офицер в девятнадцатом поколении!

"Новая история" заброшенного форта началась в 1989 году, когда Сенотрусов с дочерью спустился в подземные помещения и с ужасом обнаружил целый склад снарядов Первой мировой, причем снарядов огромных, каждый весом в 290 килограммов. Герметичность некоторых боеприпасов нарушило время, из них текла взрывоопасная жидкость. Сенотрусов долго стучался во все инстанции, добиваясь простого - сделать территорию безопасной. Такой она стала только в XXI веке, во многом - благодаря усилиям энтузиастов из числа бывших военных.

На территории можно осмотреть некоторые сооружения и сами орудия. Впечатляет. Можно, например, залезть на 305-миллиметровую установку ТМ-3-12. А в помещении выставки (два метра бетона над головой, три метра шестьдесят сантиметров по боковым поверхностям!) - познакомиться с бытом и условиями жизни его прежних обитателей. Условия, кстати, были крайне тяжелыми. Например, приходилось спать вповалку в этом самом помещении - сто человек вместе, без отопления и кондиционеров.

Еще организаторы экспозиции разрешают лично опробовать работу огромного подъемника снарядов. Здесь в деталях увидишь, как с помощью системы шестеренок можно спокойно поднять полтонны. Конструкторская мысль плюс физика - ничего более. Школьникам нравится: здесь все воочию, механика полностью видна.

Уходя из музея, обязательно киньте взгляд на 14-метровый так называемый банник для чистки ствола орудий. И прикиньте, сколько усилий нужно было приложить, чтобы просто содержать артиллерию в боевой готовности.

Если останется время, неподалеку от форта в поселке Лебяжье можно посмотреть памятник "Защитникам Ленинградского неба", центром которого является штурмовик Ил-2 - "Летающий танк", как его называли. В 1943-м самолет был сбит, загорелся, упал в озеро. Экипаж погиб. Остатки самолета были подняты, штурмовик восстановлен и поставлен на постамент. И это еще одна веха памяти о тех, кто защищал Ленинград.

Тем временем

Новый музей авиации в Гатчине высоко оценили летчики. Удачи и "От винта!" пожелал его создателям Рустам Сагдуллаев, исполнитель роли Ромео в фильме "В бой идут одни старики". Его автограф можно увидеть в музее.

А чтобы впечатления об истории отечественной авиации были полными, стоит заглянуть также в музей авиационного двигателестроения и ремонта - он тоже находится в Гатчине. Музей открыт на базе авиационного ремонтного завода, и среди его экспонатов - первые отечественные аэропланы.

Кстати

В Великую Отечественную защитники форта Красная Горка голодали - да еще как! Продовольствие к ним доставляли по Малой Дороге жизни - через Кронштадт. И это отдельная страница истории. А в одном из поселков был открыт госпиталь, куда доставляли совсем обессилевших - чтобы покормить рыбой и напоить сосновым настоем. А вот боеприпасов было сколько угодно - в 10 километрах от форта перед войной сделали огромный склад.