«Ядерная война — вопрос времени» Ракеты Ким Чен Ына летают все лучше. Зачем он угрожает нанести удар по США и Японии?

В последние недели напряженность на Корейском полуострове достигла наивысшей точки с момента завершения боевых действий между Севером и Югом в 1953 году. Северокорейский лидер Ким Чен Ын приказал армии «готовиться к войне», укрепляет военное сотрудничество с Россией и Китаем, проводит регулярные испытания баллистических ракет и дважды — правда, неудачно — пытался запустить военный разведывательный спутник. Растущей активности КНДР в том числе был посвящен недавний саммит лидеров Соединенных Штатов, Южной Кореи и Японии: союзники условились и дальше противодействовать северокорейской угрозе, но при этом заявили о готовности к переговорам с Пхеньяном. Какие планы вынашивает Ким и его окружение, может ли на Корейском полуострове спустя 70 лет вновь разгореться война и насколько вероятно, что этот кризис получится преодолеть за столом переговоров — разбиралась «Лента.ру».

«Ядерная война — вопрос времени» Ракеты Ким Чен Ына летают все лучше. Зачем он угрожает нанести удар по США и Японии?
© Lenta.ru

Военные приготовления

В августе Ким Чен Ын посетил сразу несколько основных заводов по производству стрелкового оружия, артиллерии, крылатых ракет и беспилотников и велел «в геометрической прогрессии» увеличить производство вооружений. Часть произведенных ракет сразу идет в дело — частота ракетных пусков Северной Кореи достигла максимальной с 2017 года отметки.

100+ ракет запустила КНДР с начала года

Некоторые из запущенных ракет Вашингтона менее чем за 30 минут. Кроме того, КНДР, по всей видимости, удалось достичь успехов в ядерной программе. Судя по мартовским снимкам в северокорейских СМИ, местные ученые смогли создать уменьшенную ядерную боеголовку, которой можно будет оснастить тактические ракеты, способные поражать цели в Южной Корее.

10 августа северокорейский лидер произвел перестановки в военном командовании страны, приказал усовершенствовать планы военных действий и подписал распоряжение об укреплении фронтовых частей северокорейской армии. Они должны при необходимости быть способны «уничтожить врагов уверенным военно-стратегическим и тактическим превосходством».

Опасения Северной Кореи небеспочвенны. В конце июля в южнокорейский порт Сеуле, к которым относится и нынешний президент, неоднократно призывали Вашингтон либо вновь развернуть в стране ядерные ракеты, либо научить южнокорейских военных запускать их в случае необходимости.

Через несколько дней южнокорейские власти отозвали заявление президента, но «осадочек остался» — как у Северной Кореи, так и у международных наблюдателей. Авторитетный журнал Чикагского университета «Бюллетень ученых-атомщиков», следящий за глобальными ядерными рисками, посчитал заявление Юна — пусть и отозванное — довольно тревожным сигналом. «Мировые лидеры должны более старательно избегать ядерной риторики. В противном случае комментарии, подобные высказываниям Юна, могут привести к завершению эры нераспространения и началу чего-то гораздо более серьезного», — предупредило издание.

Нынешняя ситуация, когда безрассудная военная конфронтация враждебных сил против республики становится более откровенной, требует от нашей армии воли к более инициативному, активному и подавляющему реагированию на войну, последовательной и совершенной военной боеготовности Центральное телеграфное агентство Кореи (КНДР)

Особую тревогу у Пхеньяна вызывает укрепление трехстороннего союза США, Южной Кореи и Японии. 18 августа их лидеры встретились на американской военной базе Кэмп-Дэвид, договорились совместно противостоять растущей угрозе со стороны Северной Кореи и выразили надежду на «объединенный Корейский полуостров, свободный и мирный». В Пхеньяне заявили, что саммит, напротив, повышает в регионе риски войны — причем термоядерной.

Ситуацию лишь усугубили начавшиеся вскоре после этого совместные учения Соединенных Штатов и Южной Кореи. Северокорейское руководство увидело в них репетицию вторжения в свою страну и ответило привычным способом — очередным ракетным пуском. 21 августа, в день начала военных маневров, Ким Чен Ын осмотрел новейший корвет северокорейского флота и руководил запуском с его борта крылатой ракеты.

Ранним утром 24 августа КНДР попыталась запустить в космос военный спутник-разведчик, но, как и при первой попытке в мае, неудачно. Испытание не на шутку встревожило соседнюю Японию: власти Окинавы, над которой пролетела ракета-носитель. А в Южной Корее провели первые за шесть лет общенациональные учения на случай воздушной тревоги, призванные отработать эвакуацию всего гражданского населения в бункеры в случае ракетных ударов по территории страны.

Беда не так страшна, когда есть друзья

Одновременно северокорейские власти наращивают связи со своими ключевыми партнерами — Пекином и Москвой. 27 июля министр обороны России Сергей Шойгу посетил военный парад в Пхеньяне, посвященный 70-й годовщине заключения перемирия в Корейской войне 1950-1953 годов.

В Пхеньяне российский министр лично встретился с Ким Чен Ыном — это стало первой встречей северокорейского лидера с иностранным гостем с начала пандемии коронавируса. На специально организованном приеме его северокорейский коллега Кан Сун Нам выразил поддержку «справедливой борьбе армии и народа России за защиту суверенитета и безопасности страны», а также заверил Шойгу, что северокорейская армия будет «дальше укреплять сотрудничество и солидарность в одном окопе антиимпериалистической борьбы».

Для Шойгу устроили большой концерт, где северокорейские певцы исполнили на русском языке песню «Встанем» и показали главе МО РФ новинки оборонно-промышленного комплекса КНДР — свежие модели баллистических ракет и беспилотников. Последние, впрочем, показались некоторым зрителям копиями американских Reaper и Hawk.

Посещение российским министром выставки оружия насторожило западных наблюдателей: в СМИ периодически появляется информация о том, что Россия Украине. И в Москве, и в Пхеньяне эту информацию опровергают. Российский посол в КНДР Александр Мацегора и вовсе заявил, что Пхеньян никаких снарядов Москве не поставляет, потому что сам находится в «предвоенной обстановке».

Одновременно с Шойгу в Пхеньяне находилась китайская делегация, возглавляемая зампредседателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Хунчжуном. Стороны условились «самостоятельно справляться с осложнившейся международной ситуацией и неуклонно поднимать дружбу и товарищеское сотрудничество на новые высоты». В середине августа министр обороны КНДР нанес ответный визит в Россию. Северокорейский чиновник принял участие в Московской конференции по безопасности, где выступил с довольно тревожным заявлением: Соединенные Штаты маниакально одержимы ядерной войной и намерены превратить Корейский полуостров и всю Северо-Восточную Азию в ее новый очаг.

Ядерная война на Корейском полуострове стала теперь не вопросом того, будет ли она, а вопросом того, кто и когда ее начнет Кан Сун Нам

Укрепляя военно-техническое сотрудничество с Пекином и Москвой, Северная Корея стремится создать противовес крепнущему трехстороннему альянсу США, Южной Кореи и Японии, заявил «Ленте.ру» Сансу Ли, старший научный сотрудник Стокгольмского института политики безопасности и развития (ISDP), руководитель Стокгольмского корейского центра. «Вызывающее поведение Кима в последнее время и упоминание им потенциальных боевых действий согласовано с Пекином и является частью стратегического сотрудничества Китая и КНДР, направленного на противодействие военному сближению США и Южной Кореи», — отметил он.

Кроме того, союзные отношения между Северной Кореей и Китаем могут сыграть важную роль в случае конфликта в Тайваньском проливе: Пхеньян может скоординировать свои военные провокации с операцией Пекина, предположил Ли. Преподаватель Университета Лидса и Эдинбургского университета Роберт Уинстенли-Честерс, в свою очередь, подчеркнул, что «северокорейская угроза» сокращает ресурсы, которые США могут задействовать для защиты Тайваня — или в любом потенциальном конфликте в регионе.

«Несколько десятков тысяч американских военнослужащих в обозримом будущем будут необходимы в Южной Корее, а не для помощи, например, Тайваню, — объяснил он в комментарии «Ленте.ру». — Наконец, для России Северная Корея является ценным источником военной техники и технологий в тот момент, когда другие пути для нее могут быть закрыты. А для Северной Кореи Россия сейчас, вероятно, стала неожиданным и выгодным покупателем новой техники и, возможно, ремонтных мощностей».

Британский исследователь также указал на важность экономической составляющей сотрудничества между Россией и Северной Кореей. Он напомнил, что северокорейский порт Расон обеспечивает Россию незамерзающим маршрутом в Тихий океан. Это одновременно служит важным источником доходов для Пхеньяна: международные санкции не распространяются на транзитную перевозку российского угля через Расон в другие страны.

В ожидании старого друга

На том же саммите в Кэмп-Дэвиде США, Южная Корея и Япония обозначили свою готовность к переговорам с Пхеньяном без предварительных условий. Отдельно в итоговом коммюнике упоминается выдвинутая южнокорейским президентом Юн Сок Ёлем «смелая инициатива», предполагающая отказ КНДР от ядерного оружия в обмен на пакет гуманитарной помощи: продовольственные поставки, развитие энергетической инфраструктуры и повышение производительности северокорейского сельского хозяйства.

Гуманитарный угол выбран не случайно: пандемия коронавируса сильно ударила по северокорейской экономике, и без того истощенной многолетними санкциями. Еще в 2021 году Ким призвал сограждан готовиться к «трудному походу» — этот эвфемизм использовал еще его отец для обозначения страшного голода в 1990-х годах.

3 млн человек погибли от голода в Северной Корее в начале 1990-х годов

18 августа специальный посланник ООН по правам человека в КНДР Элизабет Салмон заявила о голоде в нескольких регионах страны, а по данным «Би-би-си», северокорейцы погибают целыми семьями из-за недоедания. Вследствие закрытости Северной Кореи проверить эту информацию крайне сложно: ее границы по-прежнему закрыты для большинства иностранных граждан, в том числе сотрудников гуманитарных организаций и ООН.

Несмотря на все военные приготовления, маловероятно, что Ким решится на военные действия, способные перерасти в новую войну на Корейском полуострове, считает руководитель Стокгольмского корейского центра Сансу Ли. Однако намеренное взвинчивание военной напряженности на Корейском полуострове — это прием, к которому Ким уже не раз прибегал, пытаясь вынудить США к переговорам на более комфортных для себя условиях. Предыдущий пик напряженности в 2017 году как раз предшествовал разрядке между Вашингтоном и Пхеньяном, в период которой Ким и тогдашний президент США Дональд Трамп встретились трижды.

Хотя лидерам так и не удалось выйти на соглашение о денуклеаризации Корейского полуострова, между ними сложились довольно теплые личные отношения, а северокорейский лидер ввел добровольный мораторий на ядерные испытания и в присутствии зарубежных журналистов взорвал пусковые шахты — впрочем, основная часть подземных тоннелей, по всей видимости, уцелела и может быть использована вновь.

Не исключено, что и нынешняя череда ракетных пусков и воинственная риторика призваны подготовить почву для переговоров с США. Однако опрошенные «Лентой.ру» эксперты весьма скептически относятся к перспективе переговоров до президентских выборов в США. «Я не думаю, что Ким Чен Ын заинтересован в переговорах с Джо Байденом. Скорее он будет дожидаться возвращения Трампа на пост президента США», — предположил старший научный сотрудник ISDP Сансу Ли.

С ним согласен и британский исследователь Роберт Уинстенли-Честерс: по словам эксперта, в Пхеньяне понимают, что не получат желаемого от администрации Байдена — она слишком политически слаба, чтобы добиться поддержки конгресса для каких-либо уступок Северной Корее. Поэтому, скорее всего, Ким будет дожидаться президентских выборов в США, после которых страну может вновь возглавить Дональд Трамп, — ведь с ним диалог у северокорейского лидера уже сложился. Пока же Пхеньян может согласиться, например, на переговоры по выдаче 23-летнего американского солдата Трэвиса Кинга, задержанного после пересечения межкорейской границы, предположил Уинстенли-Честерс: «Северная Корея может получить что-то взамен, и с точки зрения Пхеньяна это что-то может быть куда более весомым в момент обострения напряженности».

Пхеньян также не хотел бы взаимодействовать с нынешними правительствами Японии и Южной Кореи. В случае с Южной Кореей КНДР скорее предпочтет дождаться окончания правления Юна и последующих всеобщих выборов Роберт Уинстенли-Честерс

При этом даже если Трамп вернется в Овальный кабинет, Северную Корею вряд ли смогут убедить отказаться от ядерного оружия. Наиболее приемлемый для Пхеньяна вариант — запуск переговорного процесса не по уничтожению, а по контролю над вооружениями, причем данный механизм должен будет распространяться и на американское стратегическое вооружение, и на потенциальную разработку Южной Кореей собственного ядерного оружия, считает эксперт ISDP Сансу Ли.

Уинстенли-Честерс, в свою очередь, считает, что единственный вариант, при котором Ким может согласиться на ядерное разоружение, будет предполагать закрытие Соединенными Штатами «ядерного зонтика» над их азиатскими союзниками и вывод американских военных из Южной Кореи. «Конечная цель Северной Кореи — безопасность и выживание ее режима в долгосрочной перспективе, и Пхеньян сделает для этого все возможное», — считает эксперт. Но пока такой сценарий выглядит весьма нереалистично, особенно учитывая тенденцию к наращиванию Соединенными Штатами своего ядерного арсенала в гонке с Россией и потенциально Китаем. А если и Сеул обзаведется собственными ядерными ракетами, то Пхеньян точно не откажется от оружия, которое считает главным гарантом своего выживания.