СМИ: «Роскосмос» и структура «Газпрома» планируют приобрести разукомплектованные Ту-204 для ВИП-перевозок

Госкорпорация «Роскосмос» и структура «Газпрома» планируют приобрести восстановленные разукомплектованные самолеты Ту-204 для организации ВИП-перевозок, сообщает «Коммерсантъ».

СМИ: «Роскосмос» и структура «Газпрома» планируют приобрести разукомплектованные Ту-204 для ВИП-перевозок
© BFM.RU

По данным издания, восстановление и конвертация самолетов может обойтись в 3-4 млрд рублей, в том числе 1 млрд рублей — на ВИП-салон. Сейчас эти Ту-204 принадлежат лизинговой компании ИФК, входящей в структуру Объединенной авиастроительной корпорации. Они находятся вне летной годности. Предполагается, что после восстановления и смены комплектации самолетов их могут использовать для перевозки не обычных сотрудников, а топ-менеджеров.

Представители «Роскосмоса» подтвердили информацию о планах по покупке восстановленных Ту-204. По их словам, эти самолеты могут быть использованы для перевозки персонала госкорпорации на космодромы. В качестве оператора перевозок могут привлечь авиакомпанию Red Wings, которая также входит в ИФК.

Ту-204 обладает низкой коммерческой эффективностью по сравнению с иностранными конкурентами, но сейчас выбирать не приходится, считает экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич:

Вадим Лукашевич экс-конструктор ОКБ «Сухой» «Выбор-то сейчас небогат. А если смотреть то, что у нас есть внутри страны на рынке из среднемагистральных самолетов, в основном только это и есть, потому что, допустим, МС-21 еще не готов для пассажирских перевозок. Второе, «Роскосмос» — это госструктура, «Газпром», хотя он, в общем-то, и называется публичным акционерным обществом, тоже. Поэтому они покупают для своих нужд, и о какой-либо рентабельности тут говорить бессмысленно. «Роскосмос» — это строго бюджетная организация, при том что при Рогозине там говорилось об убытках до 30 млрд рублей. Юрий Борисов уже озвучивал по последнему году убытки — 50 млрд рублей. Поэтому, знаете, при таких цифрах плюс-минус 3-5 млрд рублей — это, в общем-то, уже не столь важно. Насколько эти бюджеты обоснованы, это должна решать уже Счетная палата, а не мы с вами. То есть «Газпром» и «Роскосмос» выбирают то, что доступно, а дальше тратят деньги, как считают нужным. Если у меня спросите, уверен ли я, что все эти три миллиарда до последнего рубля пойдут на самолет, на переоборудование, то я сильно сомневаюсь».

Для государственных и окологосударственных структур использование самолетов отечественного происхождения — это рациональный подход, поскольку снимается ряд рисков из-за санкционных ограничений, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Ставка на использование самолетов Ту вполне рациональна, потому что эти самолеты в корпоративных перевозках и в перевозках в интересах государственных чиновников себя зарекомендовали уже давно, это многолетняя практика. Стоит напомнить, что самолеты семейства Ту-204 и Ту-214 уже давно используются в специальном летном отряде России. У «Роскосмоса» также есть опыт эксплуатации самолетов семейства Ту-204. Поэтому решение вполне рациональное, в какой-то степени даже и безальтернативное. Сейчас есть несколько самолетов Superjet 100, которые также используются для корпоративных перевозок, они имеют салоны повышенной комфортности. И с этой точки зрения, конечно, для некоторых перевозок, для некоторых заказчиков Superjet является вполне подходящей альтернативой самолетам семейства Ту-204. Но надо понимать, что выпуск самолетов Superjet 100 в прежней версии прекращен, выпуск самолетов с полностью отечественными комплектующими сейчас только лишь разворачивается. Поэтому если самолет нужен сегодня, то наиболее оперативное решение — это восстановление летной годности одного из существующих Ту-204. Ситуация, когда звучат разные оценки стоимости восстановления летной годности и переоборудования салона, это, на самом деле, является иллюстрацией сложившегося сейчас положения дел, когда для выполнения таких работ нужно будет использовать какие-то комплектующие, имеющие, по сути, штучное производство. Крупносерийного производства многих узлов и агрегатов сейчас просто не существует, поэтому сколько будет стоить сегодня, сколько будет через месяц, сколько через полгода, к сожалению, никто вам достоверной оценки не даст».

В «Ростехе» «Коммерсанту» сообщили, «что обсуждать сделки можно будет, когда они состоятся». В «Газпром авиа», которая эксплуатирует авиапарк «Газпрома», заявили, что такой проект не рассматривался, в «Газпром нефти» указали, что подобных планов нет. В Red Wings подтвердили, что ведут переговоры «со многими будущими собственниками данных воздушных средств об их эксплуатации под флагом авиакомпании», но раскрывать названий не стали. Там также отметили, что перевозчик специализируется на корпоративных ВИП-перевозках на базе Ту-204, у компании «есть экипажи и все необходимые компетенции по техобслуживанию».