Войти в почту

18 августа в Курске поисковики открыли музей авиации Курской битвы

На площади в 150 кв. метров разместилось несколько тысяч предметов, как поднятых из земли, так и полученных от родственников лётчиков в качестве даров для музея. Первый поисковой выезд отряда «Курган» состоялся 28 лет назад. За всё время работы бойцы подняли останки 470 советских солдат и офицеров. Имена 67 из них были установлены. Новый раздел музея посвящён судьбам героев, сталинских соколов, ценой своей жизни победивших в ожесточённых воздушных боях в небе над Курском. - – Последние три года наш отряд занимается поисками авиации времён Великой Отечественной войны. За этот период нам удалось поднять 37 советских самолётов, которые были сбиты во время боёв на Курской дуге. Было найдено 27 пилотов. Мы нашли родственников многих бойцов. Именно они стали нашими помощниками, нашими друзьями. В экспозиции музея представлено достаточно много вещей и фотографий, которые были переданы ими, – рассказал Алексей Сотников, командир поискового отряда «Курган». Бесценные экспонаты В музее представлены обломки самолётов нескольких типов, от бомбардировщиков ПЕ-2 до истребителей марок «Аэрокобра», ЛА-5, ЛАГГ-3, ЯК-1Б, ЯК-7Б, самолётные двигатели разных конструкций, авиационные приборы. Одним из центральных экспонатов является самолёт ЯК-1, собранный в натуральную величину. На протяжении двух лет Александр Черных, боец поискового отряда «Курган» в свободное от работы время восстанавливал летательный аппарат. Александр использовал подлинные детали, которые команда находила во время поисков, недостающие элементы заменял. Например, сердце машины – двигатель, принадлежит самолёту младшего лейтенанта Василия Колбасы. А винт ЯК-1 был собран из частей трёх других самолётов. Причин для восстановления именно этой авиационной машины было несколько. Во-первых, это первый самолёт, который поднял отряд «Курган». Во-вторых, эта модель очень редкая. Довоенные образцы самолётов конструктора Яковлева были уничтожены немцами на аэродромах ещё в начале войны. Те, что остались, сильно проигрывали немецким «Мессершмиттам». Слабое вооружение и небольшая скорость форсажа, а также фанерная обшивка корпуса делали эти самолёты очень уязвимыми в бою. Яркие экспонаты экспозиции – шасси нескольких самолётов: два элемента с колёсами бомбардировщика ПЕ-2, задние колёса штурмовика ИЛ-2 и истребителя ЛА-5. Все эти элементы выставки подготовил боец отряда «Курган» Сергей Кудисов, а несколько образцов авиационных пулемётных и пушечных лент были предоставлены подполковником ВДВ в отставке Алексеем Цымбал. История одного летчика-героя 22- летний лётчик Виталий Васильевич Сельковский погиб 2 июня 1943 года при отражении налёта немецкой авиации на Курск. Это был крупнейший налёт в истории Великой Отечественной войны. Больше 500 вражеских бомбардировщиков должны были стереть с лица земли не только железнодорожный узел, но и весь город. Но навстречу немецким эскадрильям поднялись 450 советских самолётов. К вечеру того же дня 55 из них были сбиты в воздушных боях. Погибло 22 пилота, в том числе Виталий Сельковский. - – Нам удалось поднять его самолёт. Он перестал теперь быть пропавшим без вести. Удалось найти его родственников, которые живут в Брянске. Сегодня Виталий Сельковский торжественно захоронен на нашем воинском мемориале на Никитском кладбище. Он единственный из 22 лётчиков, который имеет могилу в городе Курске, – рассказал Алексей Сотников. Виталий Сельковский совершил 65 боевых вылетов, сбил 8 вражеских самолётов, из них 3 – в последний день своей жизни. Он был награждён двумя орденами Красного Знамени. Удивительные находка поисковиков Когда отряд «Курган» приступает к работе, бойцы ещё не знают, что им удастся найти к вечеру. Алексей Сотников поделился интересной историей о недавней находке: «Мы искали погибший советский самолёт по данным, которые немецкие зенитчики оставили в отчёте в своём архиве. 9 июля 1943 года ими был сбит советский истребитель. Враги также приложили схему с примерным местом падения. Это поле сегодня в Поныровском районе, севернее села Ольховатка. Мы вышли на поиски, прошли около километра и действительно наткнулись на место падение советского самолёта. Когда мы начали раскопки, то первое, что мы нашли, это были останки лошади. Полный скелет, причём она была с седлом, с удилами во рту, со стременами. Это была военная лошадь в полной амуниции, которая оказалась в яме, видимо, от падения самолёта. Как потом поняли, мы этой лошади очень сильно обязаны, потому что самолёт оказался не раскопанным, не разграбленным, в отличие от всех остальных. Обычно местное население сразу после боёв сдавало металлолом, искало какие-то интересные вещи. А вот этот самолёт благодаря неприятным запахам мертвой лошади оказался целым. Двигатель зашёл на глубину 6 метров, а за ним и хвост, но только крылья, как обычно, отвалились. Тело самолёта, включая все приборы, сохранилось хорошо. Лётчика не было, но мы знали из донесения немецких зенитчиков, что он тяжело ранен и взят в плен. Это подтвердилось. Пилота звали Сазонов Михаил Иванович. Он родом из Воронежской области. 5 мая 1945 года вернулся из немецкого плена живым и здоровым, а в 1985 году успел получить юбилейный орден Отечественной войны. Вот такая удивительная история». Музей авиации – второй проект поискового отряда «Курган». Первым музей Курской битвы был открыт 26 апреля 2016 года. Он насчитывает свыше 1 тыс. элементов и включает в себя личные вещи солдат и офицеров, предметы воинского обмундирования, письма, медальоны, фотографии, ложки, котелки и каски, которые принадлежали советским и немецким воинам. Музей авиации Курской битвы разместился в Торговом доме «Олимпия» во 2-м Литовском переулке, 4Б, 1-й этаж. Записаться на посещение музея можно по телефону 8-904-527-36-34.

18 августа в Курске поисковики открыли музей авиации Курской битвы
© Курские известия