С Украины в Германию в 1918-м ушла советская армия
В Гражданской войне победила Красная Армия, и это вроде как аксиома. Но если копнуть глубже, выясняется – победил русский народ, те самые люди, которые непосредственно сталкивались с захватчиками и успешно гнали последних с нашей земли. Если обобщенно, то можно назвать их партизанами, но далеко не все имели такой статус…
Летом 1918 года «просвещённые мореплаватели» и ряд частей прочей Антанты захватили Мурманск и Архангельск. Англичане для ускоренного просвещения туземцев привезли наглядные пособия – танки Mk V, скоростные бомбардировщики «Де Хевиленд», ну и «лучшее лекарство для большевиков» – десятки тысяч артиллерийских снарядов и авиабомб с отравляющими веществами.
В Архангельск даже доставили супер-новинку – 81-мм химические миномёты Стокса с боекомплектом. Однако прозорливый морской министр Черчилль приказал их не разгружать, а то злодеи-большевики их отберут.
В Северную Двину вошла большая флотилия новейших мониторов, бронированных канонерских лодок и торпедных катеров, переоборудованных в артиллерийские. Впервые в истории англичане поставили на Северной Двине магнитные мины.
Диктатором Северной области англичане посадили генерала Миллера. А для устрашения туземцев построили несколько концлагерей, где побывало как минимум 10% местных жителей.
Но большевики вели войну совсем не по правилам, их почти не брали отравляющие газы. Они захватили танки и подняли со дня речного магнитные мины. Мудрый премьер Ллойд Джордж изрёк в парламенте: «Если мы не выведем войска из России, то получим Совет на Темзе».
Благо, подобные примеры уже были. В мае 1918 года на Украину и в Крым церемониальным маршем вошли кайзеровские дивизии, а в ноябре, «лузгая семечки», уходили германские советские дивизии. В каждом батальоне был создан Солдатский совет, контролировавший действия офицеров.
Не желая повторения подобного в Королевском флоте, в конце 1919 года англичане ретировались с Русского Севера. Воинство генерала Миллера успешно отступало и оторвалось от красных на два и более дневных перехода. Бежавших огнём провожали не красноармейцы, а местное население и взбунтовавшиеся белые части.
До подхода Красной Армии в Архангельске три дня правил местный Ревком, а в Мурманске – аж 15 дней!
На Каспии в 1918-1919 годах англичане оккупировали два ключевых порта – Баку и Красноводск, откуда успешно вывозили нефть, хлопок и прочую «контрибуцию». Англичане захватили три десятка русских сухогрузов и танкеров, причём десять из них превратили в крейсера, вооружив 100-152-мм морскими пушками. Два судна обратили в гидроавианосцы, а по железной дороге доставили дюжину торпедных катеров.
По приказу Ллойд Джорджа в конце 1919 года англичане покинули Баку и Красноводск. Как только сошёл лёд, из Астрахани вышли корабли Волжско-Каспийской флотилии.
1 мая 1920 года наши корабли в Баку встречали красными флагами и «Интернационалом». За три дня до этого четыре красных бронепоезда разогнали всю мусаватистскую армию.
Такой же приём ожидал Волжско-Каспийскую флотилию в Красноводске, который был освобождён от белых партизанами и рабочими ещё 6 февраля 1920 года.
Англичане и белогвардейцы увели Каспийский флот в персидский порт Энзели. В 7 час. 19 мин. 18 мая 1920 года к Энзели подошли советские эсминцы и вооружённые пароходы и открыли огонь по порту. «Просвещённые мореплаватели» сопротивлялись аж до 8 час. 55 мин., а затем выкинули белый флаг. Поскольку в британском флоте содержать оный флаг уставом не предусмотрено, была использована белая скатерть, а по другим источникам – дамские панталоны большого размера.
Тысяча белогвардейцев, отсиживавшихся в Энзели, при первых выстрелах кинулись бежать. Позже они хвалились, что прибежали в город Решт в 30 км от Энзели на день раньше англичан.
В мае 1920 года пан Пилсудский с 60-тысячной армией взял Киев и двинулся на Одессу. Спасённый поляками от разгрома барон Врангель выскочил из Крыма и отправился навстречу Пилсудскому. Однако под Каховкой он был остановлен красными, и начались позиционные бои.
В октябре 1920 года врангелевцы двинулись в «последний и решительный бой», впереди шло два десятка танков. Все они были подбиты. Крымские либеральные газеты неистовствовали: «Большевистский бронеавтомобиль “Антихрист” (типа “Гарфорд” – А.Ш.) сжёг танк “За Русь святую”». На самом деле «За Русь святую» подбили из 76-мм полевой пушки, а «Антихрист» уничтожил танк «Генералиссимус Суворов». А танк «За Русь святую» большевики починили и назвали «Московский пролетарий».
Врангелю ничего не оставалось, как бежать в Крым. К 11 ноября 1920 года командарм Фрунзе захватил Перекопские укрепления и остановился на отдых на три дня. На самом деле имел место сговор командарма с французским адмиралом Дюменилем – дать возможность спокойно эвакуироваться армии Врангеля.
Однако командарм не предупредил о сделке командующего крымской Повстанческой армией матроса Алексея Мокроусова. И рано утром 10 ноября партизаны Мокроусова и рабочие завода «Анатра» после шестичасового боя выбили белых из Симферополя.
В Севастополе два дня царило двоевластие. В гостинице «Кист» в 50 метрах от Графской пристани сидел на чемоданах Врангель. А в 600 метрах от него на улице Пушкина, 2 заседал Ревком во главе с Сергеем Кнорусом. «Линия фронта» проходила где-то в районе музея Черноморского флота.
Лишь через полтора дня после убытия Врангеля в Константинополь в Севастополь въехал броневик «Антихрист», а за ним потянулась красная кавалерия.
Все города Крыма – Алушта, Ялта, Феодосия, Судак, Керчь и т.д. – были освобождены партизанами и местным населением. И в них два-три дня правили местные Ревкомы. Красную Армию повсеместно встречали красными знамёнами и музыкой. После этого все местные Ревкомы были распущены и заменены идеологически грамотными Ревкомами, привезёнными в обозе из Мелитополя.
На Дальнем Востоке японцы засиделись до осени 1922 года. 24 июня 1922 года японское правительство объявило об эвакуации своих войск, но с условием, что Красная Армия не будет занимать Приморье. А о партизанах в соглашении не было сказано ни слова. Далее всё произошло, как в песне: «Партизанские отряды занимали города». И да, в песне, где про атаманов и воевод, никакой натяжки: земской воевода генерал Дитерихс драпанул в Китай, атаман Семёнов – в Японию, адмирал Старк угнал Сибирскую флотилию аж в Манилу, где её и выгодно продал.Спору нет, Красная Армия разгромила армии белых и интервентов. Но выгоняли нашу «элиту» и интервентов непосредственно партизаны и местное население, подчас без участия частей Красной Армии.
Партизаны и местное население поставили жирную точку в Гражданской войне.