ЕКАТЕРИНБУРГ, 7 марта. /ТАСС/. Нарушение инструкций позволило благополучно посадить самолет A321 в 2019 году в кукурузном поле в Раменском после попадания птиц в двигатели. Об этом во вторник сообщил журналистам командир воздушного судна, Герой России Дамир Юсупов, комментируя выводы Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
В январе МАК закончил расследование жесткой посадки самолета A321 авиакомпании "Уральские авиалинии" - причиной ЧП стали попавшие в двигатели чайки. Причиной появления птиц около аэропорта Жуковский стали свалки и водоемы в округе.
"Есть такая поговорка: "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны". <...> Каждый видит в отчете то, что хочет видеть. <...> А я обратил внимание на то, что в отчете написано, что условия, в которых находился самолет, выходили за рамки ожидаемых во время испытаний и безопасный исход полета не гарантировался. <...> Да, что-то мы сделали по инструкции, что-то мы сделали далеко не по инструкции. Но благодаря вот даже этим действиям, <...> я считаю, <...> у нас благополучно завершился полет", - прокомментировал на пресс-конференции в Уральском региональном центре ТАСС Юсупов пункт отчета, в котором говорится, что действия пилотов после столкновения самолета с птицами имели признаки дезорганизации, экипаж не выполнил инструкции.
Юсупов отметил, что, вопреки инструкциям, не были сразу убраны шасси, что создало дополнительное сопротивление. "Но благодаря тому, что шасси мы не убрали, мы пролетели меньшее расстояние и сделали посадку в пределах поля. Пролетели бы дальше - дальше были уже строения, дальше был лес и так далее", - пояснил он.
Инцидент, который СМИ назвали "чудом в кукурузном поле", произошел 15 августа 2019 года. Лайнер с 226 пассажирами вылетел из аэропорта Жуковский и столкнулся со стаей чаек, из-за чего двигатели стали барахлить. Пилоты приняли решение сажать самолет в кукурузном поле. Посадка прошла удачно, никто не погиб, пожара удалось избежать, хотя баки были полными. За медицинской помощью обратились 76 человек, в том числе 19 детей.
Эвакуацией людей из салона после посадки руководили бортпроводники "Уральских авиалиний": Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко и Яна Ягодина. Они были награждены орденами Мужества. Аварийный самолет сажали командир воздушного судна Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин, президент РФ присвоил им звания Героев России.
Отчет МАК
Расследование инцидента велось в течение трех лет. Как отмечалось в отчете МАК, после столкновения с чайками двигатели А321 продолжали работать. Но их общая тяга была меньше, чем требуется для взлета. Экипаж перевел двигатели в режим "взлет - уход на второй круг", тяга выросла почти до значения, позволявшего набрать высоту. Но после этого один из двигателей был переведен на малый газ и суммарная тяга обеих силовых установок вновь упала.
О действиях пилотов после столкновения самолета с птицами в отчете МАК говорится, что они имели "явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности" из-за психологических нагрузок. Но при этом пилоты не впали в ступор. Как отмечалось в отчете, "фактически на начальном этапе продолженного взлета (до включения автопилота) экипаж не выполнил (или выполнил, но в недостаточной степени) ни одного из действий, предусмотренных процедурой продолженного взлета", в том числе не убрал шасси.